Почему ребенок боится трудностей?

    Шрифт:
  • A
  • A
  • A
Почему ребенок боится трудностей?
Специалисты, работающие с детьми, все чаще отмечают, что многие современные дети не умеют и не хотят преодолевать трудности. Тревожатся на сей счет и родители. Прежде чем решать, что в этой ситуации делать, надо понять, почему так происходит, и по возможности устранять «провоцирующие» факторы.

Воспитание воли - задача не из легких



Как часто малыш-дошкольник, если у него не получается что-то нарисовать или смастерить поделку, вдруг впадает в гнев, рвет бумагу, бросает игрушки и наотрез отказывается от второй попытки. А многие пасуют заранее, даже и не пытаясь попробовать сделать то, что им кажется трудным.
С возрастом обычно острота реакции снижается: дети постепенно учатся себя контролировать, но по-прежнему уходят от трудновыполнимых задач. И даже те мамы и папы, которые всегда были уверены, что не надо давить на ребенка, если он чего-то не хочет, утрачивают свое благодушие. Слишком уж многое попадает в зону «не хочу»: учеба, кружки и секции, выполнение домашних обязанностей - в общем, все, что требует волевых усилий и длительного напряжения.
Причиной такого поведения может быть нерешительный, боязливый характер, невротический склад личности. Возможно, ребенку просто в силу его природных особенностей многое кажется непреодолимо трудным, и у него развивается своеобразная защитная реакция - так называемая «псевдолень».
Но неужели детей такого склада стало рождаться на порядок больше? Или причина в другом?
Помните популярную некогда фразу: «Наш девиз - не бояться трудностей»? Конечно, не все могли похвастаться, что могут воплотить это в жизнь: воспитание воли - не самая легкая в мире задача. Но сказать, что девиз этот был надуманным или фальшивым (как многие тогдашние лозунги), тоже нельзя. «Культурный воздух», которым с рождения «дышал» ребенок, был насыщен признанием важности физического и напряженного умственного труда. Жажда легкой наживы, тяга к сладкой, беззаботной жизни, а также лень у нас осуждались всегда.
В 90-е годы с приходом перестройки в нашей стране начало создаваться общество потребления, и у многих стали складываться принципиально новые ценностные ориентиры. Девиз «не бояться трудностей» стал восприниматься, скорее, иронически.
Поинтересуйтесь у младших школьников, много ли они знают пословиц о важности трудолюбия, упорства, преодоления препятствий? Думаю, что нет. А ведь пословицы - не просто некая абстрактная «народная мудрость». Это наши предки, с которыми у нас, безусловно, существует духовная связь, обращаются к нам из глубины веков и наставляют на путь истинный. И душа, особенно детская, живо на них откликается. К сожалению, установки современной массовой культуры зачастую диаметрально противоположны. В том числе и по вопросу преодоления трудностей.
Нынешние дети прекрасно ориентируются в мире компьютерных игр, которые программируют их на совсем другой, потребительский образ жизни - все на те же развлечения, в которых, как пишут исследователи психологии компьютерных игроков, они «знают толк на самом глубоком, подсознательном уровне». Уже целое поколение выросло в мире, где именно развлечение признано самым ценным.
Правда, в последнее время многие начали осознавать, что без труда все-таки не выловишь рыбку из пруда, и престиж образования постепенно стал возрастать.



«Лохматый» ученый



Детям, которым трудно осваивать что-то новое, особенно важно понимать, для чего они мучаются. По мнению взрослых - для того, чтобы выучиться, получить профессию и устроиться на хорошую работу. Но давайте посмотрим на будущую профессию глазами ребят. Какая работа считается хорошей? Со слов тех же взрослых они знают, что ученые получают нищенскую зарплату. Занятие наукой, само по себе захватывающее и интересное (интерес - один из сильнейших стимулов преодоления трудностей), практически не пропагандируется. Где кружки юных физиков, химиков, биологов? Что знают дети о выдающихся ученых? А ведь примеры, как известно, тоже служат сильным стимулом для подражания.
Как-то я стала свидетелем такого разговора. «Как же его звали?.. - пытался вспомнить молодой парень. - Ну, этот... он, короче, изобрел что-то гениальное... самое важное в XX веке...» Его собеседник, взрослый мужчина, принялся подсказывать, называя фамилии изобретателей. Юноша явно был удивлен, что их так много. Наконец ему удалось вспомнить определяющую характеристику: «Он еще на фотографии такой лохматый, с высунутым языком». Больше ничего об Эйнштейне недавний школьник сказать не мог.
Профессии, связанные в детском представлении с образом сильной, волевой личности, например летчик, космонавт, спасатель, пожарный, моряк, геолог, в основном остаются за кадром. Другие - судья, политик - связались в общественном сознании с понятием коррупции. Перспектива же работы бухгалтером, менеджером, пиарщиком или секретарем, вполне привлекательная для многих взрослых, не способна воодушевить ребенка настолько, чтобы ему захотелось свернуть ради нее горы. Детям хочется приключений и романтики. Так что для ребят, не имеющих выраженных познавательных и творческих интересов, при выборе профессии явно не хватает мотивации.



Телевизор и расстройство сознания



А вы знаете, что компьютер и телевизор, которые так любят наши дети, влияют не только на формирование психологических установок? Во время просмотра телевизора у человека происходит изменение активности токов головного мозга и наступает так называемое «альфа-состояние», близкое к трансу (некоему расстройству сознания). Подолгу просиживая перед экраном, ребенок привыкает к трансовым состояниям, они становятся ему необходимы. А транс и напряжение, необходимое для преодоления трудностей, - две вещи несовместные.
Страдает и интеллект. «Наши исследования четко показали, что дети, часто смотрящие телевизор, медленнее овладевают чтением, хуже отличают реальное от вымысла; у них плохо развито воображение, им свойственна повышенная тревожность, - пишут ученые из Йельского университета. - Все это приводит к тому, что, когда ребенок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни». Чрезмерное увлечение голубым экраном мешает детям концентрироваться, снижает самоконтроль и повышает раздражительность.
Интересное исследование в Университете Британской Колумбии провели психологи. Они наблюдали за членами одной горной общины, в которой сначала не было, а потом появилось кабельное телевидение. И что же? Постепенно и у детей, и у взрослых стал пропадать творческий подход к решению различных житейских проблем.
Несколько лет назад группа специалистов, работавших в рамках программы «Врачи мира - детям», обследовала большое число юных жителей Санкт-Петербурга. Выводы оказались неутешительными: практически у всех, кто смотрит телевизор по несколько часов в день, интеллектуальное развитие на несколько лет отстает от физического. Дети, привыкшие к быстрому мельканию кадров, хуже понимают обращенную к ним речь. Им трудно слушать учителя, трудно разговаривать со взрослыми. Английское общество помощи детям с дефектами речи еще в 1996 году сообщило, что каждый третий ребенок в Англии «заметно отстает в речевом развитии». В школах даже стали вводить специальные программы по обучению семилетних детей здороваться и спрашивать дорогу.
Особенно легко на компьютер и телевизор «подсаживаются» дети возбудимые, гиперактивные, с завышенными притязаниями, как раз такие, каким в силу их особенностей трудно преодолевать препятствия. Идя у них на поводу, родители фактически загоняют детей в замкнутый круг, из которого сами ребята обычно вырваться не в состоянии.



Мокрый подгузник воспитывает волю



Некоторые другие достижения современной цивилизации тоже таят в себе скрытую угрозу для развития воли. Например, памперсы. Казалось бы, что плохого, если ребенок все время сухой, ведь в обычных мокрых подгузниках он испытывает дискомфорт. Но что интересно: уже через несколько месяцев подгузники приходится менять все реже. Это означает, что ребенок постепенно учится сдерживать позывы к мочеиспусканию. А значит, учится терпению - совершенно необходимому качеству для преодоления трудностей. Кстати, выдающийся русский психиатр И.А.Сикорский, основавший в 1912 году Институт детской психопатологии, считал, что мерилом развития воли в дошкольном периоде может служить способность управлять мышцами мочевого пузыря. И если ранний период упущен, в дальнейшем развить волю будет труднее.



Даешь английский в три года!



Еще одна, на мой взгляд, серьезная причина пополнения рядов «уклонистов» заключается в том, что детей слишком рано начинают чему-либо учить. «Когда в ходе воспитательных экспериментов взрослые подстегивают развитие ребенка, это истощает запас его сил, - предостерегает известный детский психиатр Г.Козловская. - Да, безусловно, ребенка можно с помощью определенной искусственной стимуляции сделать акселератом. В три года его можно обучить математике, он легко учится интеллектуальным играм, даже иностранным языкам. Мозг ребенка в этот период жизни работает с большой отдачей и мощностью, и многие родители загружают его до предела. Но если в раннем детстве ребенок был интеллектуально и физически перегружен, то нередко он испытывает отвращение к школе. Ему уже ничего не интересно, у него возникают апатия, депрессия, невротические состояния».
Слыша от родителей жалобы на детскую лень, упрямство и негативизм, я прошу их вспомнить, когда и чему они начали ребенка учить, как он на это реагировал. И очень часто родители вспоминают, что в двух- трехлетнем возрасте они пытались водить сына или дочку в какую-то студию, но не сложилось - пришлось бросить. А для ребенка это стало ранней травмой. Он чего-то испугался, с чем-то не справился, а поделиться своими переживаниями не сумел. А поскольку травма была ранней, то страх, что у него что-то может не получиться, застрял в глубинах подсознания. Повзрослев, он и сам не может понять, почему боится трудностей.
Поэтому не торопитесь вести малыша в какие-либо кружки, особенно если он пуглив, чрезмерно возбудим, впечатлителен. Дождитесь, пока ему исполнится хотя бы четыре года, чтобы он стал психически выносливее. Для ранимого малыша непривычная обстановка, чужие люди, которые чего-то от него хотят, другие дети, у которых что-то получается лучше, - это стрессовые факторы.



Как воспитывать волю ребенка



Но что делать, если ошибки уже совершены? Неужели все пропало? Конечно нет. Просто имеет смысл сделать соответствующие выводы:
- Столкнувшись с отказом сына или дочери от какой-либо деятельности, следует заподозрить страх неудачи, как бы ребенок ни уверял, что ему просто не хочется или неинтересно. В норме детям дошкольного и младшего школьного возраста интересно все, ведь они еще только начинают осваивать мир. Поэтому их отказы (например, собирать разбросанные игрушки) связаны либо с попытками манипуляции взрослыми, либо со страхом неудачи.
Не нужно настаивать, чтобы ребенок сделал все сам, мотивируя тем, что это очень легко и у него обязательно все получится. Родителям кажется, что таким образом они мобилизуют ребенка, а он делает другой вывод: раз все так легко, а он не справляется, значит, он вообще ни на что негоден. Многие даже открыто называют себя дураками, неудачниками и совсем перестают верить в свои силы.
Лучше всего подчеркнуть, что задание действительно очень трудное, но вместе вы обязательно справитесь. Надо заинтересовать его (чаще это удается, если пообещать какую-нибудь награду) и сделать вместе с ним часть работы. Потом обязательно похвалить, показать результат усилий кому-то третьему. Иными словами, закрепить ощущение успеха. Награждать не бойтесь, потому что, пока у ребенка нет непосредственной мотивации к занятию той или иной деятельностью, надо создать хотя бы какую-то заинтересованность. Когда он втянется, освоится, то обязательно появится интерес и к самому делу - тогда необходимость в дополнительном стимуле отпадет.
- Не бойтесь помогать ребенку. Дети всегда переживают из-за своих неудач (хотя зачастую этого не показывают), а став уверенней, сами отказываются от помощи и с удовольствием демонстрируют свои умения. Устраняться надо постепенно: с одной стороны, не торопить события, с другой - все-таки продвигать ребенка по пути преодоления.
- Избегайте гиперопеки. Возросший страх неуспешности отчасти связан у детей именно с этим. Современные ребята растут слишком несамостоятельными. Позиция мамы: «лучше я сделаю сама, а то потом придется переделывать», естественно, внушает ребенку неуверенность в своих силах.
- Есть дети, с которыми без нажима результата не добиться. Но сердиться за это на ребенка не следует. Он в этом не виноват, таковы его особенности. Просто надо быть с ним более последовательными, упорными и терпеливыми и не пускать все на самотек.
- Постарайтесь определить, в чем именно заключаются трудности вашего ребенка. Если они чисто психологические, то побольше хвалите, ободряйте его. Создавайте непринужденную, легкую атмосферу, больше улыбайтесь, шутите (но не подшучивайте над ним, потому что такие дети особенно обидчивы).
Бывают трудности другого порядка, например, неумение концентрировать внимание, неловкая моторика, проблемы пространственного ориентирования, восприятия задания и т.п. Если ребенок на занятиях отказывается играть в какую-то игру, я всегда советую потренироваться дома. Освоив игру в более привычной обстановке, дети потом с удовольствием участвуют в ней и на групповых занятиях.
- Если ребенок ответственный и при этом боится совершить ошибку, не надо его излишне контролировать (у него и так высокий самоконтроль), лучше побольше хвалить и ободрять.
- Заметив, что ребенок склонен пасовать перед трудностями, приобщайте его к творческим занятиям, к ролевой игре, к играм по правилам (возбудимым детям соблюдать правила трудно, и такие игры служат для них хорошим тренингом), а также к трудовой деятельности и спорту.
- Говорите ребенку, что преодолевать трудности очень интересно, что это помогает вырабатывать характер. Но больше нацеливайте его на сам процесс преодоления, а не на быстрый результат. Тем не менее, результат (хотя бы промежуточный) тоже должен достигаться, ведь для ребенка важна наглядность. И не забывайте о положительных эмоциях, особенно при выполнении трудных заданий.
- Можно вести «Дневник самостоятельности и преодоления трудностей». Каждый день вместе с ребенком обсуждайте, что туда записать, показывайте дневник другим членам семьи.
- С возрастом нагрузки должны возрастать, а подход становиться тверже. С малышом опасно «пережать», а с подростком - «недожать».
- Не спешите выполнять все желания ребенка. Как ни парадоксально, для многих родителей сейчас становится открытием вполне естественный, традиционный подход к воспитанию, заключающийся в том, что не все и не всегда должно доставаться ребенку просто так, что поощрение, награду надо заслужить. В том числе и идя по пути преодоления трудностей.
- Сами родители должны подавать ребенку пример. Сейчас во многих семьях дети усваивают, что проще что-то купить готовое, чем самим приготовить, испечь, смастерить. Поэтому из воспитательных соображений следует по возможности делать что-либо своими руками, привлекая к этому детей. Установка на максимальный комфорт с минимумом затрат не способствует развитию воли, усердия и трудолюбия.
- Побольше рассказывайте детям о сильных людях, превозмогавших жизненные невзгоды. Только следите за тем, чтобы в ваших рассказах не сквозило осуждение ребенка.
- Образ жизни ребенка может как способствовать, так и мешать формированию его воли. Помощь родителям, забота о младшем брате или сестре, уход за собакой, занятия в кружках или спортивных секциях, походы, закаливание - все это развивает терпение и выносливость, настойчивость в достижении цели. А часы, пассивно проведенные перед телевизором, отсутствие каких-либо обязательств мешают развитию этих качеств.
Так что выбор за вами, дорогие родители.

Татьяна Шитова,
кандидат педагогических наук, психолог
Источник: natural-medicine.ru
Дохтор 15 марта 2010 9 329 (0) Ашибка? =)
Информация оказалась полезной?
  • Да
  • Нет
  • Отлично! Тогда можете оставить отзыв или комментарий, а так же рассазать об этом материале своим друзьям
  • Посмотриет в метке: психология или впишите ниже то, что нужно:
Оставить отзыв, мнение, комментарий или вопрос
Имя: Можно войти за пару мгновений через:
E-Mail:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Поиск
Свежее
Объявления
Тесты
Подписка на свежесть
Опрос
Объявления от партнёров

Обратная связь | Реклама | Партнёры | Источники +
Карты сайта: XML и HTML | Последние комментарии | Поиск | О сайте
Натуральная медицина. 2007-2016.


Наверх