Детский аутизм

    Шрифт:
  • A
  • A
  • A
Детский аутизм
До недавнего времени случаи раннего детского аутизма были крайне редки: 3-4 на 100 тысяч населения. Но, по свидетельству психиатров, в последние годы их становится все больше.Психолог Татьяна Шишова беседует на эту тему с одним из ведущих детских психиатров России, доктором медицинских наук, профессором Галиной Вячеславовной Козловской.
Термин «аутизм» введен в медицину около 100 лет назад известным философом и психиатром Блейлером. Он означает серьезный отход личности от окружающей жизни и слишком сильное погружение в себя. До середины 40-х годов прошлого столетия в раннем детском возрасте эту болезнь не выявляли. Впервые ранний детский аутизм описал в 1942 году немецкий психиатр Каннер. Затем, в 1944 году, более легкую форму аутизма описал австрийский ученый, по имени которого заболевание получило название «синдром Аспергера».
Многим маленьким детям, прежде всего повышенно чувствительным и ранимым, свойственна склонность к уединению, созерцательности. Позже такие качества нередко встречаются и у подростков, что выражается в пристрастии к самоанализу, размышлениям. Ничего плохого в этом нет. Напротив, эти черты позволяют человеку стать более цельной и глубокой личностью. Но иногда замкнутость и закрытость приобретают гиперболизирований характер.

- Галина Вячеславовна, как же родителям определить ту грань, которая отделяет норму от патологии? Каковы симптомы раннего детского аутизма?
- В основном их три - нарушения в общении, поведением в эмоциональной сфере. Проявляется это во всем, вплоть до двигательной активности. С одной стороны, аутисты медлительны, неуклюжи, движения их дисгармоничны, а с другой - они бывают невероятно подвижны, могут мгновенно забраться на шкаф, «взлететь» на подоконник. В то же время для них характерно однообразие движений: верчение пальцами, вращение вокруг собственной оси, беганье по комнате от предмета к предмету или так называемый «манежный бег», когда дети часами могут бегать по кругу.
В эмоциональном плане аутисты, как правило, холодны и равнодушны, порой производят впечатление жестоких, бездушно обращаются с близкими, сверстниками, животными, игрушками. При этом они крайне ранимы, обидчивы. Для них типична повышенная чувствительность ко всему - к свету, звукам, физическим контактам, к любому взаимодействию с окружающим миром. Эта гиперчувствительность в определенной степени и определяет их аутичное поведение.

- А как черты аутизма проявляются в общении малыша с окружающими?
- Порой аутисты производят впечатление слепых или глухих, они будто не слышат обращенной к ним речи или не видят протянутый им предмет. Однако, при тщательном обследовании, обнаруживается, что слух и зрение у них нормальные. Просто психика у таких детей не выдерживает нагрузки и блокирует ответную реакцию. Отсюда негативизм, защита своего «обнаженного» сенсорного аппарата. Это как бы люди с открытой раной в душе. Каждое прикосновение для них невероятно болезненно, поэтому они закрываются от мира.
В детском саду ребенок с ранним детским аутизмом уходит в сторонку и играет один, его раздражает шум, который издают другие дети. Однако (и это не характерно для ребенка с умственной отсталостью) аутист внимательно следит за происходящим вокруг. И, в конце концов, вписывается в жизнь детского коллектива, оставаясь, однако, как бы вне его.
В саду аутисты легче, чем дома, овладевают необходимыми навыками, которых от них добиваются взрослые. Обычно они отказываются выполнять прямую просьбу что-то сделать, но, как бы следя исподволь за другими детьми, вдруг начинают подражать им, повторять их действия. Это касается и навыков личной гигиены, и интеллектуального развития. Даже не участвуя в общих занятиях рисованием, лепкой, музыкой, аутист дома может воспроизвести то, чем занимались дети в саду. Это говорит о том, что его интеллект не дремлет.
Повышенная ранимость у таких людей остается навсегда, но аутичное поведение малышей поддается коррекции. Когда родители включаются в работу вместе со специалистами, начинают верить в свои силы, отмечают малейшие улучшения и настраиваются на медленный поступательный процесс накопления достижений, то аутизм идет на убыль и компенсируется.

- Как правильно обращаться с таким ребенком?
- Учитывая сверхчувствительность аутистов, надо быть с ними очень внимательными. Даже разговаривать лучше вполголоса. Нельзя создавать тревожную, драматическую обстановку. Полезно осторожное тактильное взаимодействие, например массаж, но он должен быть неглубокий, не очень чувствительный, в виде игры, потому что сильное воздействие на кожу и мышцы может вызвать ухудшение состояния.
Для аутистов не годятся экстравагантные формы воспитания. Новое (например, одежду) нужно предлагать, но не навязывать, поскольку таким детям свойственна боязнь всего нового. Нельзя выхватывать и выбрасывать старую игрушку, объявив ее негодной рухлядью. Дороги аутистам и разные атрибуты, найденные на улице: палочки, веревочки, обломки игрушек. Им, кстати, часто нравятся именно части игрушек. Нельзя их отбирать, да еще объявлять «мусором». Аутист косвенно все замечает, запоминает, и можно совсем потерять его доверие, в результате чего еще более гипертрофированно проявится его основная черта - защитный негативизм и протестные реакции.
Походы в театр, цирк, на елку, где много людей и шума, для аутистов - чрезмерная нагрузка. Они часто боятся игрушек, особенно крупных. Сейчас на улицах больших городов можно увидеть «живую рекламу» - людей, одетых в костюм Микки-Мауса или динозавра. На аутистов подобное зрелище действует пугающе, поскольку воображение у них бурное. От страха ребенок на какое-то время может стать вообще неуправляемым и потом долго будет отказываться выходить на улицу.
Аутисту важно, чтобы его жизнь была размеренна и предсказуема. Он любит гулять по строго определенным маршрутам, носить привычную одежду, совершать одни и те же ритуалы подготовки ко сну, есть в определенном месте и даже из определенной тарелки. Избирателен он и в выборе цветов. Скажем, любит все белое, а желтое терпеть не может. И если родители действительно пытаются ему помочь, приходится какое-то время приспосабливаться к его особенностям.
С улучшением состояния малыша эти странности понемногу исчезают. Расширяется спектр вещей, которые ему нравятся, и взаимодействовать с ним становится легче. Теперь он любит новую одежду, примеряет ее перед зеркалом. Он даже начинает смотреть собеседнику в глаза, хотя для аутиста самое трудное - смотреть в глаза другому человеку, ведь это означает тесный контакт. Улучшение выражается в неожиданной разблокировке этой части эмоциональной сферы. Ребенок вдруг подходит к взрослому и, как котенок, тычется головкой в руку, ища ласки. И это бессловесное проявление чувств дорогого стоит, потому что оно при всей своей скромности и ненавязчивости «прошло» сквозь огромные трудности, «преодолело» чрезвычайно сильный внутренний протест.
Поэтому, когда аутист вдруг проявляет потребность в ласке, нужно обязательно откликнуться. Одно из основных правил взаимодействия с таким ребенком гласит, что его необходимо поощрять за каждое проявление правильных форм поведения и отвлекать от неправильных. Наказывать же нельзя, пока его состояние не улучшится, да и потом лучше этого избегать, к тому же наказание на такого ребенка все равно не действует.
Причем при всей осторожности обращения с аутичным ребенком от родителей требуется большая эмоциональность, ему необходимо наглядно демонстрировать свою любовь, вызывать его на контакт. Мягко преодолевая сопротивление ребенка, надо приобщать его к реальному миру, к природе, игре. Он не смотрит в глаза - надо стимулировать его, чтобы смотрел. Не разговаривает - надо добиваться, чтобы говорил. С первых месяцев жизни необходимо направлять его внимание на себя, и результаты обязательно появятся.

- Полезны ли для аутистов занятия спортом?
- Очень полезны, но спорт должен быть не командным, а индивидуальным, который воспитывает сосредоточенность и повышает уверенность в себе. В этом отношении хороши разные виды восточных единоборств типа карате и ушу, они не агрессивны, развивают сдержанность, владение собой, своими чувствами. Для аутиста очень важно ощущение, что он может себя защитить. Полезны и плавание, велоспорт, коньки, лыжи, А вот легкая атлетика для таких детей чересчур нагрузочная. Из других занятий им полезны танцы и хоровое пение. В хоре они не смущаются, часто хорошо поют. А со временем, если разовьются голосовые данные, могут солировать. Пение заметно уменьшает аутизм, поскольку аутисты начинают себя слышать.

- А как вы объясняете стремительный рост заболеваемости аутизмом?
- Причин достаточно. Прежде всего, похоже, мы имеем дело с издержками цивилизации, ведь в слаборазвитых странах детский аутизм встречается гораздо реже. Существуют разные гипотезы на этот счет: угрозу детской психике специалисты видят и в ухудшающейся экологии, и в избыточном количестве углеводов в рационе современного человека, и в использовании женщинами гормональных контрацептивов. Кроме того, существует мнение, что на рост аутизма влияет сплошная вакцинация детей. Ребенок до полутора лет получает около 17 прививок, а ведь каждая из них - это встреча детского организма с веществами, имитирующими инфекцию. При этом иммунная система значительно, а иногда и чрезмерно напрягается, что приводит к ее истощению. В результате могут пострадать и эндокринная система, и психика. Поэтому все чаще звучат призывы подходить к вакцинации избирательно, на основе предварительного обследования детей.
Есть и другая сторона проблемы: доступ с ранних лет к телевизору и компьютеру даже у здоровых детей формирует аутические черты. Погружение в виртуальный мир - это путь наименьшего сопротивления, ведь освоение реального мира, взаимодействие с ним требует усилий, а в виртуальном не нужно ничего, кроме умения нажимать на кнопки. Уйдя в него, можно отгородиться от реальности.

- По моим наблюдениям, среди родителей детей-аутистов немало компьютерщиков и математиков.
- Совершенно верно. Бывает, что такие люди сами по себе тоже аутичны. Они живут в своем особом мире и взаимодействуют в основном с виртуальным пространством. Другое дело, что они скомпенсированы. Они могут быть социально вполне активны, талантливы, но дети у них достаточно часто рождаются с готовностью к аутизму и потому нуждаются в пристальном внимании семьи, врачей и психологов.

- На что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя обнаружить симптомы аутизма и прибегнуть к помощи специалистов?
- Если в первый год жизни ребенок молчит, не лепечет или делает это очень слабо, родителям стоит насторожиться. В норме малыш очень рано начинает реагировать на призывы взрослых к общению - гулит и агукает в ответ.
Еще один тревожный симптом: ребенок не отвечает улыбкой на улыбку. Он улыбается сам себе. Не маме, а в пространство. Лежит и улыбается. А когда к нему подходят, замирает, углы рта у него опускаются.
Третий настораживающий момент: ребенок не просится на руки. В ответ на «приглашение» мамы или папы взять его на руки психически здоровый ребенок обязательно протягивает ручки. Аутист же на руки не стремится, а когда его все-таки берут, выворачивается, изгибается дугой. Здоровый ребенок на руках у взрослого принимает удобную позу, его легко держать. Аутиста же держать неудобно, у него какое-то кукольное тельце.
Также аутичный ребенок не фокусирует взгляд на том предмете, который ему показывают. Двигательная активность глаз у него в норме, он может что-то рассматривать самостоятельно, но у него нет ответной реакции, эмоционального резонанса. У детей с симптоматикой аутизма часто бывает нарушение сна, они много капризничают, плачут, особенно при пробуждении.

- Если родители заметили какие-то из перечисленных вами признаков, что им следует предпринять?
- Конечно, надо обсудить все свои наблюдения с врачом. А, кроме того, внести коррективы в свое поведение.
Очень важно беречь ребенка от стрессов, поскольку стресс в раннем возрасте может спровоцировать развитие аутизма. Причем, учитывая гиперчувствительность ребенка с симптомами риска по аутизму, надо понимать, что для него травмирующими стрессорными факторами являются не только крики взрослых, их скандалы, которые вредят любому ребенку, но и вроде бы безобидные события. Например, переезд, громкий шум или даже смена мамой своего облика.

- А бывает ли так, что у ребенка есть аутичные проявления, но он на самом деле не аутист?
- Конечно, бывает, причем не так уж редко. Например, при депривации (депривация - изоляция от внешних раздражителей, их отсутствие), когда дети находятся в условиях эмоционального голода, эмоционального сиротства. У таких детей в качестве защитной реакции развивается вторичная форма аутизма - парааутизм. Это нажитое заболевание. Клиническая картина тут иная: сначала ребенок отгораживается от общества, которое не проявляет к нему должного внимания, а потом начинает ему мстить. Причем мстит он не только тем, кто действительно виноват, а всем без разбора. Это нередко приводит его в криминальную среду, где он может максимально полно проявить свои склонности. У парааутистов не формируется умение дружить и любить, стремление создавать вокруг себя доброжелательную среду. В плане эмоционального оскудения парааутизм - более тяжкая патология, чем ранний детский аутизм.
Дети-аутисты часто бывают очень способны, и если мы их правильно воспитаем, из них вырастут умные и талантливые личности. В противном случае психика малышей разрушается, талант погибает, даже не развившись. Причем, поскольку аутизму гораздо чаще подвержены мальчики, фактически выбраковывается творчески активная и оригинально мыслящая группа людей,

- Каким может стать скомпенсированный аутист?
- Не особенно общительным, но социально адаптированным. Мышление его нестандартно, он может хорошо учиться. Ориентировать его лучше на занятия наукой и искусством.
Аутисты любят компьютеры и часто бывают отличными программистами. Имея склонность к математике, они решают задачи нестандартными способами. У них развито пространственное мышление, недаром аутисты очень рано начинают собирать сложные пазлы. Так что из них могут получиться хорошие архитекторы, ландшафтные дизайнеры. Как правило, они любят музыку, сами сочиняют, бывают оригинальными исполнителями. Есть много профессий, где их необычность может быть использована во благо.
К сожалению, помощь аутистам в нашей стране развита очень слабо. В ряде городов созданы хорошие центры, но их явно недостаточно, общая методика не разработана. Можно сказать, что на сегодняшний день коррекция аутизма - дело энтузиастов. Государственного, системного подхода к этой проблеме нет, хотя она вышла далеко за рамки редких, единичных случаев.
Как часто говорят, внутренний мир аутиста - это ларец с драгоценностями, ключ от которого потерян. Если научиться эффективно лечить аутизм и правильно взаимодействовать с такими больными, мы получим целую плеяду выдающихся людей.

Татьяна Шитова,
кандидат педагогических наук, психолог
Источник: natural-medicine.ru
Дохтор 7 апреля 2010 28 499 (2) Ашибка? =)
Информация оказалась полезной?
  • Да
  • Нет
  • Отлично! Тогда можете оставить отзыв или комментарий, а так же рассазать об этом материале своим друзьям
  • Посмотриет в метке: интервью или впишите ниже то, что нужно:
Обсуждение
Отзывы, комментарии, вопросы и ответы
Уважаемые посетители Натуральной медицины! Данный сайт о натуральных и доступных методах лечения. Будьте осторожны! В комментариях бывает реклама. Невозможно всё отследить, не всегда понятно: совет человека искренний от души или рекламный. Даже если искренний, человек при этом может делать рекламу препарата не осознанно. А препараты бывают разные: не качественные, вредные, опасные, дорогие (хотя продаются дешёвые аналоги) и др.. Знайте об этом и думайте. А так же оценивайте комментарии других участников
  1. #1: Гость (1 марта 2011 13:36)

    Здравствуйте, помогите пожалуйста подобрать диету для ребёнка, страдающего аутизмом.
    Не нравится +1 Нравится
           Ответить
  2. #2: Посетитель olena42 (27 июля 2011 17:22)

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, где можно пройти обучение (курсы, семинары и т.д) по работе с аутистами? спасибо!
    Не нравится 0 Нравится
           Ответить
Оставить отзыв, мнение, комментарий или вопрос
Имя: Можно войти за пару мгновений через:
E-Mail:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Поиск
Свежее
Объявления
Тесты
Подписка на свежесть
Опрос
Объявления от партнёров

Обратная связь | Реклама | Партнёры | Источники +
Карты сайта: XML и HTML | Последние комментарии | Поиск | О сайте
Натуральная медицина. 2007-2016.


Наверх