Примерное время прочтения: ~
Моей внучке 3 года. Мне кажется, во дворе она «переросла» своих сверстников: не только хорошо говорит, но и умеет считать, причем мы с ней выучили даже «обратный счет». Думаю, она еще и музыкальный ребенок - «точно» подпевает, неплохо двигается, пытаясь танцевать. Расскажите, как рано можно определить, какие способности у ребенка стоит развивать? Как правильно их развивать? Может, стоит отдать в какой-нибудь развивающий центр, поскольку в садик есть возможность не ходить? Е.М. ЯКОВЛЕВА, г. Оренбург
Об особенностях раннего детского развития рассказывает детский психолог, вице-президент фонда «Социальная психологическая помощь семье и ребенку» Ирина МЕДВЕДЕВА:
- Когда спрашивают, насколько рано и как правильно можно определить способности ребенка, это уже подразумевает, что родители внутренне готовы к таким экспериментам и хотят начать их как можно раньше. Но стоит ли торопиться? Вообще-то способности ребенка проявляются сами и их невозможно не заметить. Важно лишь делать правильные выводы.
То, что связано с бессловесной сферой, или, по словам академика Павлова, является «первой сигнальной системой», окружающие замечают раньше. Например, способности ребенка к музыке. Он совсем маленький - только научился стоять на ножках. Но при звуках музыки начинает двигаться в такт. Потом он чуть-чуть подрастает и слышит, как взрослые поют. Он начинает подпевать и делает это удивительно для своего возраста правильно. Даже если ребенок просто любит слушать музыку, уже можно предположить, что у него есть определенные музыкальные способности.
Но бывают способности «второсигнальные». Вторая сигнальная система развивается позже: она связана со словом, с мышлением. Например, способность к лингвистике. Или способность к математике. Хотя бывает, что лингвистические способности определяются сразу после того, как ребенок учится говорить. Как правило, такие филологически или лингвистически одаренные дети начинают очень рано говорить и быстро переходят от отдельных слов к предложениям, причем сложноподчиненным. Еще любят играть со словами.
С таким лингвистически способным ребенком я столкнулась сама - как мама. Дочь заговорила в год, и сразу - предложениями. Она бесконечно играла «в слова», причем никто эти занятия специально не стимулировал. Ей легко давался русский язык, а позднее – языки иностранные. Но все это было потом. А если говорить про раннее развитие, то было видно, что ребенок - «словесник». Ей интересно было разговаривать, строить сложные фразы, образовывать новые слова. Сейчас она, кстати, занимается структурной лингвистикой.
Если вернуться к первым способностям малышей, к реакции на это родителей... В случае со своей дочерью я никогда не старалась ее увлечению придать подчеркнуто серьезный характер. И много лет назад, и сейчас тем более, я считала и считаю, что родители излишне озабочены как можно более ранним определением способностей своих детей. Почему? Это очень редко бывает полезно для ребенка.
Да, бывает, мне возражают родители. Например, у ребенка явный музыкальный дар. Конечно, если думать о его профессиональной судьбе, то надо как можно раньше отдать его в музыкальную школу. А с другой стороны, раннее специальное обучение, как правило, мешает общему развитию.
Особенно это видно на тех детях, которым рано прочат карьеру шахматистов. Может быть, потому, что дети, склонные к шахматам, и без того часто имеют определенные странности характера? Например, они с трудом общаются с людьми. Казалось бы, научить их общению - очень благородная и не менее трудная задача, чем шахматы. Но родители считают: если в 4-5 лет ребенок сел за шахматы, если профессиональные тренеры говорят о его способностях, то надо его скорее учить! Одновременно они полностью перекрывают ребенку возможность общения с людьми, со сверстниками...
Или дети, которые хорошо рисуют. Да, хочется такого ребенка скорее отдать в художественную студию или нанять ему педагога. А с другой стороны, бывает, у художественно одаренных детей не очень развита словесная сфера. Это ребенок чувственного восприятия. И выражать свои мысли словами он не очень умеет. Да, из этого правила бывают исключения. Но стоит ли ставить эксперимент в самом раннем возрасте? Не лучше ли немного подождать? Родители восторгаются: ребенку проще нарисовать, чем сказать. На самом деле, это повод не гордиться, а задуматься...
Раннее развитие детских дарований - палка о двух концах. Я много общаюсь с детьми, причем и с теми, которые с самого раннего возраста занимаются в различных кружках. Увы, у таких детей я часто вижу так называемое «неразвитое сердце». Они настолько заняты, почти как взрослые люди, профессиональной подготовкой, настолько сконцентрированы на себе и своих успехах, что в них проявляется повышенный эгоцентризм. А что такое повышенный эгоцентризм, повышенное внимание к себе? Это неизбежно пониженное внимание к окружающим.
Я уверена: определить способности ребенка довольно просто. Для этого не нужны специальные тесты и помощь психологов. Более того, эта платная «помощь» часто потом не подтверждаются. Надо больше доверять своим родительским наблюдениям. Способности у ребенка, какие-то раньше, какие-то позже, обязательно проявятся сами. Определив их, родителям надо сто раз подумать, что важнее: вырастить музыканта, спортсмена, художника или, в первую очередь, сосредоточиться на воспитании его человеческих качеств?
Я уверена: важно сначала душу развивать. Но сегодня родители не обращают на это должного внимания. Многие заражены «зудом» лидерства и считают, что ребенок должен достичь того, что не удалось им. Да, это излишнее увлечение ранним определением дарования соответствует сегодняшнему времени, но совершенно не соответствует традиционным нравственным устоям. Всегда считалось, что главное достижение родителей - это вырастить хорошего человека. А хороший человек, по понятиям, принятым в нашей культуре, не должен быть сконцентрирован на лидерстве и личных победах. Потому что личная победа всегда связана с поражением рядом стоящего.
Я вижу много невротизированных детей именно в тех семьях, где делается ставка на развитие вундеркинда. Почему? В детях, несмотря ни на что, сохраняется «незатушеванной» генетическая память. Да, на уровне сознания ребенок подчиняется воле родителей, желающих уже в 7 лет сделать из него выдающегося музыканта или математика. Но глубины его души очень часто против этого протестуют. От него ждут достижений и побед, а ему этого не хочется. В результате - нервные срывы. Ведь «спортивный характер» редко у кого встретишь.
Что делать? Немного подождать. Потому что любому нормальному ребенку, в первую очередь, интересно играть. Но не на скрипке или фортепиано. Играть в игрушки, игры, и обязательно - со сверстниками. Это очень важный аспект в развитии ребенка. Многие стороны характера человека, его способностей развиваются именно в играх. В общении со сверстниками. А общения лишать нельзя ни ради чего.
Это, если хотите, полностью лежит в традиции русской культуры. Потому что в России принято быть широко образованным человеком, иметь разносторонние интересы. А у «узкопрофилированного» вундеркинда вряд ли появятся разносторонние интересы. В этом плане мне больше импонируют родители, которые позволяют ребенку «увлекаться»: сегодня он увлекается танцами, завтра - химией, послезавтра отправляется в спортивную секцию. Но главный принцип все равно должен быть неизменным: «не ставить» на ребенка, как на лошадь на скачках. Потому что такое отношение может его невротизировать. Оставляйте ему и свободу выбора увлечений, и свободу для собственной деятельности - игр и общения.
И еще немаловажное замечание. Предположим, родителям удалось правильно определить вектор интересов и способностей ребенка. С какого возраста стоит развивать их? Раньше 5-6 лет все-таки не стоит. Иначе его психика классно-урочную систему занятий может не выдержать. На занятиях для определенных упражнений отводится четкое время, подаются достаточно строгие команды. Многие дети от этого начинают страшно нервничать. Просто потому, что еще не очень хорошо ориентируются и боятся ошибиться. А ошибки приводят к новым срывам.
Еще полезнее, мне кажется, начать заниматься развитием способностей ребенка со школьного возраста. Причем с традиционно школьного возраста - 7-8 лет. Да, уже в 5-6 многие дети интеллектуально готовы ко многому, но психологически они не подготовлены. Пусть лучше сначала привыкнут к школьному ритму, а чуть позже начинают осваивать «неурочные» знания.
Консультируйтесь со специалистом (врачом) перед использованием методов лечения с нашего сайта. Возможны противопоказания.
Источник: natural-medicine.ru
8 470 (0) Ашибка? =)
Информация оказалась полезной?
- Да
- Нет
- Здорово! Зарегистрируйтесь или войдите через: , чтоб оставить отзыв, комментарий или вопрос. А так же сохраните или расскажите об этом материале своим друзьям в социальной сети:
-
Посмотрите ещё статьи и рецепты по меткам: умственная активность, или почитайте в категории Лечение детей, или впишите ниже:
Ещё по теме
Информация
Если, спасаясь от летнего зноя на берегу водоема или озера, вы увидели желтые кувшинки - это хороший знак. И дело тут вовсе не в приметах. Просто когда речку или пруд заселяет такое растение, можно быть уверенным: с экологией здесь все в порядке. Дело в том, что кувшинка любит чистые водоемы со стоячей или медленно текущей водой, совершенно не переносит сточных отходов и вообще каких-либо загрязнений.
читать далее
Кубышка желтая в медицине
Советы по преодолению последствий инфаркта миокарда. Тут вы найдёте как советы врачей и специалистов, так и истории людей перенёсших инфаркт и их родственников. Питание, упражнения, рецепты лекарств и травяных настоев после инфаркта.
читать далее
Реабилитация и восстановление после инфаркта миокарда
C годами именно правильная осанка, а не уколы ботокса и подтяжки, помогает сохранить молодость, а крепкие и здоровые кости также обеспечивают неплохие преимущества. Сгорбленный вид считается одним из признаков старения, но в ваших силах предупредить закругление позвоночника. Оно обычно обусловлено остеопорозом и разными нарушениями в средней и верхней частях позвоночника.
читать далее
Как сохранить осанку с возрастом
Многие привыкли считать, что для успешного похудения нужно хорошо высыпаться. Но результаты недавнего американского исследования, которое опубликовал Международный журнал по вопросам ожирения (International Journal of Obesity) указывают на то, что для сброса лишнего веса время сна надо четко дозировать.
читать далее
Сколько спать, чтобы похудеть?
Психологи считают, что камень прежде всего должен понравиться своей будущей владелице, как бы притянуть ее. С камнем необходим контакт. Первое важное условие выбора камня - симпатия. Второе, не менее важное его условие - обоснованность (хотя мотивация выбора может быть различной). Самая распространенная мотивация выбора - камень подбирается «к лицу», он должен гармонически сочетаться с внешностью человека. Обычно камни подбирают под цвет глаз.
читать далее
Камни по знаку зодиаку и не только
Я работаю бухгалтером, приходится постоянно напрягать зрение. С тех пор, как все бухгалтерские манипуляции проводятся только с помощью компьютера, глаза постоянно устают, хотя очки я еще не ношу. У меня возникла другая беда: выходишь на улицу – глаза слезятся, а садишься за компьютер – мешает ощущение сухости.
читать далее
Сухие глаза
Ночные походы к холодильнику, могут стать причиной выпадения зубов.
читать далее
От ночных перекусов выпадают зубы
Нынешнее лето будто переместило нас ближе к экватору. Жители мегаполисов оказались в парнике, наполненном испарениями большого города. В этих условиях надо хорошо представлять себе опасности для здоровья, которые несет рекордная жара, и постараться застраховать себя от них.
читать далее
Как спастись от жары
Вполне возможно в течение всей своей жизни, какой бы длительной она ни была, оставаться молодым, здоровым, жизнерадостным! Нужно лишь постоянно, изо дня в день заботиться о своем здоровье, помнить о нем каждый час, каждую минуту. И помнить, что здоровье не приходит само собой. В первую очередь нужна благоприятная окружающая среда. Невозможно быть человеку здоровым, если он постоянно дышит выхлопными газами, дымом и смрадом промышленных предприятий, отравляя ими свой организм. Наивысшая в мире
читать далее
Долголетие и здоровье
Когда мне было 17, я поехала в Пензу - учиться на парикмахера. Не знаю, почему - то ли от воды, то ли еще от чего, но, видимо, началась аллергия, так как кожа лица стала как дубовая кора.
читать далее
Средство от угрей
Доктор медицинских наук И. П. Неумывакин в своей книге «Вода – жизнь и здоровье» рассказывает: «Мой более чем 20-летний опыт народного целителя убедил меня в том, что возникновение любого заболевания – это многоплановый процесс, обусловленный обезвоживанием организма. В основе процесса лежит зашлакованность организма, о чем свидетельствуют нарушение работы ЖКТ (запоры, понос, зловонный запах стула, дисбактериоз, камни в желчном пузыре, почках), нарушение обменных процессов (артриты, артрозы,
читать далее
Вода – как лекарство
Вот уже несколько лет в нашей семье для заварки используется не обычный чай, а смесь листьев черной смородины, вишни, малины и садовой земляники. Благо, что на даче этого добра много, и мы пользуемся не только плодами, но и листьями. Листочки заготавливаем в период созревания и сбора плодов, сушим в комнате, а зимой готовим чай.
читать далее
Если гемоглобин низкий
Прибор, который ускоряет обмен веществ в организме и снижает тягу к еде, разработали английские ученые из медицинского центра Святого Антония. Данное изобретение имеет вид небольшой полимерной пластины, которую хирургическим путем помещают в подкожный слой брюшной области.
читать далее
Как эффективно сбросить лишний вес
Мои дети уже взрослые, но в раннем детстве их болезни зачастую сопровождались высокой температурой. У нас на участке была очень хорошая педиатр, которая разъяснила мне, что повышенная температура — симптом многих заболеваний, т.е. не болезнь, а своего рода оповещение об опасности. Именно она дает нам знать, что организм борется с какой-то инфекцией и таким образом стимулирует сам себя, вырабатывая вещества, которые будут противостоять возбудителям болезни.
читать далее
Если высокая температура у детей
Тесты:
Поиск