Примерное время прочтения: ~
Моей внучке 3 года. Мне кажется, во дворе она «переросла» своих сверстников: не только хорошо говорит, но и умеет считать, причем мы с ней выучили даже «обратный счет». Думаю, она еще и музыкальный ребенок - «точно» подпевает, неплохо двигается, пытаясь танцевать. Расскажите, как рано можно определить, какие способности у ребенка стоит развивать? Как правильно их развивать? Может, стоит отдать в какой-нибудь развивающий центр, поскольку в садик есть возможность не ходить? Е.М. ЯКОВЛЕВА, г. Оренбург
Об особенностях раннего детского развития рассказывает детский психолог, вице-президент фонда «Социальная психологическая помощь семье и ребенку» Ирина МЕДВЕДЕВА:
- Когда спрашивают, насколько рано и как правильно можно определить способности ребенка, это уже подразумевает, что родители внутренне готовы к таким экспериментам и хотят начать их как можно раньше. Но стоит ли торопиться? Вообще-то способности ребенка проявляются сами и их невозможно не заметить. Важно лишь делать правильные выводы.
То, что связано с бессловесной сферой, или, по словам академика Павлова, является «первой сигнальной системой», окружающие замечают раньше. Например, способности ребенка к музыке. Он совсем маленький - только научился стоять на ножках. Но при звуках музыки начинает двигаться в такт. Потом он чуть-чуть подрастает и слышит, как взрослые поют. Он начинает подпевать и делает это удивительно для своего возраста правильно. Даже если ребенок просто любит слушать музыку, уже можно предположить, что у него есть определенные музыкальные способности.
Но бывают способности «второсигнальные». Вторая сигнальная система развивается позже: она связана со словом, с мышлением. Например, способность к лингвистике. Или способность к математике. Хотя бывает, что лингвистические способности определяются сразу после того, как ребенок учится говорить. Как правило, такие филологически или лингвистически одаренные дети начинают очень рано говорить и быстро переходят от отдельных слов к предложениям, причем сложноподчиненным. Еще любят играть со словами.
С таким лингвистически способным ребенком я столкнулась сама - как мама. Дочь заговорила в год, и сразу - предложениями. Она бесконечно играла «в слова», причем никто эти занятия специально не стимулировал. Ей легко давался русский язык, а позднее – языки иностранные. Но все это было потом. А если говорить про раннее развитие, то было видно, что ребенок - «словесник». Ей интересно было разговаривать, строить сложные фразы, образовывать новые слова. Сейчас она, кстати, занимается структурной лингвистикой.
Если вернуться к первым способностям малышей, к реакции на это родителей... В случае со своей дочерью я никогда не старалась ее увлечению придать подчеркнуто серьезный характер. И много лет назад, и сейчас тем более, я считала и считаю, что родители излишне озабочены как можно более ранним определением способностей своих детей. Почему? Это очень редко бывает полезно для ребенка.
Да, бывает, мне возражают родители. Например, у ребенка явный музыкальный дар. Конечно, если думать о его профессиональной судьбе, то надо как можно раньше отдать его в музыкальную школу. А с другой стороны, раннее специальное обучение, как правило, мешает общему развитию.
Особенно это видно на тех детях, которым рано прочат карьеру шахматистов. Может быть, потому, что дети, склонные к шахматам, и без того часто имеют определенные странности характера? Например, они с трудом общаются с людьми. Казалось бы, научить их общению - очень благородная и не менее трудная задача, чем шахматы. Но родители считают: если в 4-5 лет ребенок сел за шахматы, если профессиональные тренеры говорят о его способностях, то надо его скорее учить! Одновременно они полностью перекрывают ребенку возможность общения с людьми, со сверстниками...
Или дети, которые хорошо рисуют. Да, хочется такого ребенка скорее отдать в художественную студию или нанять ему педагога. А с другой стороны, бывает, у художественно одаренных детей не очень развита словесная сфера. Это ребенок чувственного восприятия. И выражать свои мысли словами он не очень умеет. Да, из этого правила бывают исключения. Но стоит ли ставить эксперимент в самом раннем возрасте? Не лучше ли немного подождать? Родители восторгаются: ребенку проще нарисовать, чем сказать. На самом деле, это повод не гордиться, а задуматься...
Раннее развитие детских дарований - палка о двух концах. Я много общаюсь с детьми, причем и с теми, которые с самого раннего возраста занимаются в различных кружках. Увы, у таких детей я часто вижу так называемое «неразвитое сердце». Они настолько заняты, почти как взрослые люди, профессиональной подготовкой, настолько сконцентрированы на себе и своих успехах, что в них проявляется повышенный эгоцентризм. А что такое повышенный эгоцентризм, повышенное внимание к себе? Это неизбежно пониженное внимание к окружающим.
Я уверена: определить способности ребенка довольно просто. Для этого не нужны специальные тесты и помощь психологов. Более того, эта платная «помощь» часто потом не подтверждаются. Надо больше доверять своим родительским наблюдениям. Способности у ребенка, какие-то раньше, какие-то позже, обязательно проявятся сами. Определив их, родителям надо сто раз подумать, что важнее: вырастить музыканта, спортсмена, художника или, в первую очередь, сосредоточиться на воспитании его человеческих качеств?
Я уверена: важно сначала душу развивать. Но сегодня родители не обращают на это должного внимания. Многие заражены «зудом» лидерства и считают, что ребенок должен достичь того, что не удалось им. Да, это излишнее увлечение ранним определением дарования соответствует сегодняшнему времени, но совершенно не соответствует традиционным нравственным устоям. Всегда считалось, что главное достижение родителей - это вырастить хорошего человека. А хороший человек, по понятиям, принятым в нашей культуре, не должен быть сконцентрирован на лидерстве и личных победах. Потому что личная победа всегда связана с поражением рядом стоящего.
Я вижу много невротизированных детей именно в тех семьях, где делается ставка на развитие вундеркинда. Почему? В детях, несмотря ни на что, сохраняется «незатушеванной» генетическая память. Да, на уровне сознания ребенок подчиняется воле родителей, желающих уже в 7 лет сделать из него выдающегося музыканта или математика. Но глубины его души очень часто против этого протестуют. От него ждут достижений и побед, а ему этого не хочется. В результате - нервные срывы. Ведь «спортивный характер» редко у кого встретишь.
Что делать? Немного подождать. Потому что любому нормальному ребенку, в первую очередь, интересно играть. Но не на скрипке или фортепиано. Играть в игрушки, игры, и обязательно - со сверстниками. Это очень важный аспект в развитии ребенка. Многие стороны характера человека, его способностей развиваются именно в играх. В общении со сверстниками. А общения лишать нельзя ни ради чего.
Это, если хотите, полностью лежит в традиции русской культуры. Потому что в России принято быть широко образованным человеком, иметь разносторонние интересы. А у «узкопрофилированного» вундеркинда вряд ли появятся разносторонние интересы. В этом плане мне больше импонируют родители, которые позволяют ребенку «увлекаться»: сегодня он увлекается танцами, завтра - химией, послезавтра отправляется в спортивную секцию. Но главный принцип все равно должен быть неизменным: «не ставить» на ребенка, как на лошадь на скачках. Потому что такое отношение может его невротизировать. Оставляйте ему и свободу выбора увлечений, и свободу для собственной деятельности - игр и общения.
И еще немаловажное замечание. Предположим, родителям удалось правильно определить вектор интересов и способностей ребенка. С какого возраста стоит развивать их? Раньше 5-6 лет все-таки не стоит. Иначе его психика классно-урочную систему занятий может не выдержать. На занятиях для определенных упражнений отводится четкое время, подаются достаточно строгие команды. Многие дети от этого начинают страшно нервничать. Просто потому, что еще не очень хорошо ориентируются и боятся ошибиться. А ошибки приводят к новым срывам.
Еще полезнее, мне кажется, начать заниматься развитием способностей ребенка со школьного возраста. Причем с традиционно школьного возраста - 7-8 лет. Да, уже в 5-6 многие дети интеллектуально готовы ко многому, но психологически они не подготовлены. Пусть лучше сначала привыкнут к школьному ритму, а чуть позже начинают осваивать «неурочные» знания.
Консультируйтесь со специалистом (врачом) перед использованием методов лечения с нашего сайта. Возможны противопоказания.
Источник: natural-medicine.ru
Информация оказалась полезной?
- Да
- Нет
-
Здорово! Зарегистрируйтесь или войдите через:
, чтоб оставить отзыв, комментарий или вопрос. А так же сохраните или расскажите об этом материале своим друзьям в социальной сети:
-
Посмотрите ещё статьи и рецепты по меткам: умственная активность, или почитайте в категории Лечение детей, или впишите ниже:
Ещё по теме
Информация
Вы перестали кушать все мучное, начали заниматься спортом, однако вес остается неизменным… Что же делать в таком случае? Жировые отложения на талии являются одним из первых признаков нарушения вещественного обмена и гормонального дисбаланса. И если хоть один ваш гормон выходит за пределы нормы, все усилия по уменьшению веса будут тщетны.
читать далее
Какие гормоны препятствуют похудению?
Все знают, что для того чтобы сердце работало без перебоев, сердечная мышца должна быть сильной. Доктора для этого рекомендуют принимать препараты калия. А я таблеток не люблю, по врачам, несмотря на пожилой возраст, не хожу, сердце укрепляю тем, что есть под руками.
читать далее
Картофельный отвар для здоровья сердца и нормального давления
Рецепт приготовления вкусных овощей на гриле под соусом из тунца.
читать далее
Овощи на гриле под соусом из тунца
Спелые абрикосы обладают очень сладким вкусом, ароматным запахом, они вызывают аппетит, обладают прохладительным свойством. В них содержатся сахара, органические кислоты (яблочная, лимонная, винная), каротин, витамины В и С, Р, микро- и макроэлементы железа, калия, кальция, меди, фосфора, цинка и другие минеральные соли. Причем солей калия на 100 г свежих плодов содержится 305 мг, а на 100 г кураги — 1717 мг.
читать далее
Абрикосы
Наверное, кто-то скажет: «Подумаешь, тоже мне болезнь — бессонница! Ну не поспишь ночь-другую, потом выспишься...» Однако ученые не разделяют столь легкомысленный подход к проблеме нарушения механизмов сна. Медики утверждают, что уже двое суток, проведенные без сна, могут привести к серьезным функциональным нарушениям, а отсутствие сна более 60 часов неизбежно чревато нервным срывом, который может стать стартовым «выстрелом» для гипертонического криза, острых нарушений мозгового и сердечного
читать далее
Фазы сна, совы и жаворонки, средства от бессоницы
Эти советы обязательно пригодятся хозяйкам в быту.
читать далее
Советы хозяйкам
Я советую приготовить картофель так, чтобы многократно усилить его полезные свойства. Говоря о картофеле, я имею в виду только запеченный или сваренный «в мундире», потому что только в таком виде он по-настоящему приносит пользу. Особенно часто есть картофель необходимо людям с ослабленным сердцем, потому что по содержанию калия это самый доступный продукт.
читать далее
Запеченный картофель
Самый распространений пищевой раздражитель можно будет есть без особого риска для организма человека.
читать далее
Создали гипоаллергенный арахис
По словам Робета Эделмана, британского психолога из университета Рохемптон, из-за современных технологий в обществе повышается уровень напряженности. Скоростные коммуникации мешают людям разделять личную жизнь и работу. Медленный Интернет, компьютерные вирусы и западающие клавиши просто выводят людей из себя.
читать далее
Технические устройства сводят с ума
Знают ли читатели, что лекари русской народной медицины спасли от ампутации (при гангрене) десятки и десятки тысяч рук и ног, сотни и сотни тысяч пальцев рук и ног?
читать далее
Народный способ лечения гангрены и нарывов чёрным ржаным хлебом и солью
Любая женщина мечтает о здоровых ухоженных волосах. Гонясь за мечтой, представительницы прекрасного пола обычно скупают огромное количество специальных препаратов – шампуней, масок, бальзамов, кондиционеров, масел, «бань»… Этот список можно продолжать бесконечно. Иногда достаточно использования всего одного средства, а иногда, что бы мы не предпринимали, волосы все равно выпадают, секутся и просто ведут себя очень плохо. Тут то и приходит время тяжелой артиллерии.
читать далее
Лечение волос мезотерапией
Рецепты народной медицины от аритмии и других болезней сердца.
читать далее
Лечение аритмии сердца народными средствами
Организм взрослого человека на 80% состоит из воды, у младенцев этот показатель и того выше – все 90 процентов. Уже одно это указывает на особое внимание, которое человеку следует проявлять в отношении употребляемых жидкостей, в том числе и к обычной водопроводной воде.
читать далее
Чем вредно повторное кипячение воды
Лечение простуды сегодня кажется несложной процедурой. Выпил несколько различных порошков, разбавленных теплой водой, и вроде чувствуешь себя, как огурчик. Поэтому многие считают, что простуду и вовсе можно не лечить, дожидаясь, пока она сама пройдет. Однако известно, что простуды бывают разными. Иногда случается, что через неделю, или 10 дней кашель и насморк так и не проходят.
читать далее
Как очистить легкие курильщика
Тесты:
Поиск