ДЦП – не приговор

    Шрифт:
  • A
  • A
  • A
ДЦП – не приговор
То, как развивается ребенок в первые двенадцать месяцев, нельзя сравнить ни с каким последующим периодом его жизни. За это время он учится ходить, говорить, самостоятельно есть. Малышам, страдающим детским церебральным параличом (ДЦП), освоить эти навыки гораздо труднее, чем здоровым детям. О причинах и особенностях этого серьезного заболевания рассказывает врач-реабилитолог Елена Марковна Третьякова.
Детский церебральный паралич – это следствие повреждений головного мозга ребенка различными травмирующими факторами во внутриутробном периоде или во время родов. При этой болезни у малыша неправильно распределяется мышечный тонус, нарушается координация движений, затрудняется моторика. Нередко такие явления сопровождаются задержкой психического развития, происходят нарушения в развитии речи, появляются судороги.
Основными причинами возникновения ДЦП врачи считают серьезную инфекцию во время беременности, соматические (телесные) и эндокринные заболевания матери, рождение малыша до срока, родовую травму.
Впрочем, многое зависит и от эмоционального состояния будущей мамы во время беременности. Например, все процессы развития плода могут протекать нормально, женщина выполняет необходимые рекомендации, роды проходят легко, однако у малыша наблюдается нарушение моторики. Нередки случаи, когда при первых осмотрах ребенка врачи диагностируют перинатальную энцефалопатию (перинатальный – околородовой период, от 28 недель беременности до 7 дней после рождения; энцефалопатия – патология мозга), на которую указывает синдром двигательных нарушений; мышечную дистонию (нарушение мышечного тонуса) – гипер- или гипотонус, а через год появляется другой диагноз – детский церебральный паралич. Для родителей это как гром среди ясного неба. Но если разобраться, зачастую оказывается, что во время беременности женщина находилась в состоянии хронического стресса, и это отразилось на ребенке.


Нормальное развитие ребенка до года
1 месяц: фиксирует взгляд, у него появляется улыбка.
2 месяца: лежа на животе, поднимает голову, поворачивает ее, улыбается, когда над ним наклоняется взрослый.
3 месяца: поворачивается со спины на бок.
3-4 месяца: начинает «гулить», реагирует на обращение близкого человека улыбкой, звуками и движениями рук и ног, подолгу играет с висящими над кроватью игрушками.
5 месяцев: переворачивается со спины на живот, берет игрушки и подолгу удерживает их в руке, начинает различать лица близких.
5-7 месяцев: начинает ползать на животе, затем на четвереньках. Произносит первые слоги: «ма», «ба», «да».
7-8 месяцев: самостоятельно садится и сидит, сам встает, стоит с поддержкой, переступает и опускается.
9 месяцев: ходит при поддержке взрослых за обе руки. Узнает предметы, игрушки, пытается называть их первыми слогами.
10-12 месяцев: пробует ходить самостоятельно, без поддержки. Произносит первые слова: «мама», «деда», «киса» и др. Может пить из чашки, захватывать ложкой еду из тарелки, подносить ее ко рту.



Что должно настораживать
Прежде всего следует внимательно наблюдать за младенцем: за его движениями, за тем, насколько симметрично, легко он двигает ручками и ножками, на какой стороне предпочитает лежать, как опирается на ножки в вертикальном положении, как следит за предметами, а впоследствии играет с ними, за его общением с окружающими.
Вот типичный случай: малышу шесть месяцев, но он в основном лежит, головку не держит, не говоря уже о том, чтобы хватать игрушки. При этом он может улыбаться, внимательно следить за мамой и другими членами семьи. Однако ножки его настолько напряжены, что развести их в стороны невозможно. Поэтому смена пеленки или памперса – целая проблема. Как только мама пытается вложить в ручку ребенка игрушку, его хорошее настроение резко сменяется недовольством и игра заканчивается слезами. Знакомые успокаивают – ведь малыш реагирует адекватно, улыбается и смеется, уверяют, что ребенок просто ленится.
Но вот ему уже 10 месяцев, а он все так же лежит, не желая играть в игрушки. Когда мама пытается его усадить, ребенок заваливается в сторону, не подставляя для опоры руку. Да и ходить малыш не в состоянии: ножки вытянуты, как струны, он опирается на носочки и не в силах сделать даже шаг.
Стоит насторожиться и тогда, когда малышу поставлен диагноз «перинатальная энцефалопатия». Иногда врачи успокаивают женщину, говоря, что подобные явления наблюдаются у каждого второго ребенка и что благодаря огромным компенсаторным возможностям детского организма малыш сам справится с этими неврологическими нарушениями. Так, действительно, бывает, но далеко не всегда.
Даже если малыша обойдет стороной ДЦП, никакая неврологическая симптоматика бесследно не проходит. Неврологические проблемы до года могут обернуться синдромом двигательных нарушений, задержкой психомоторного развития, вегето-сосудистой дистонией, головными болями, энурезом (ночным недержанием мочи), раздражительностью, повышенной утомляемостью и двигательной расторможенностью. Все эти проблемы особенно явно проявляются в дошкольные и школьные годы.
Поэтому, если вы заметили какие-либо нарушения в моторном и эмоциональном развитии своего ребенка, постарайтесь как можно скорее обратиться к квалифицированному специалисту и принять эффективные меры по реабилитации. Важно не упустить время, иначе трудно будет исправить положение.


Отклонения в моторном развитии грудного младенца
Постоянно манипулирует одной рукой или ногой, при этом противоположная рука (нога) сильно сжата, в ней возможно движение, но незначительное, резкое и малоамплитудное.
Не удерживает позу сидя.
Не любит лежать на животе.
Если ставить ребенка на ноги, он опирается только на носочки или совсем не опирается на стопы, при этом ноги, согнутые в коленях, повисают.
При попытке попасть рукой в рот ребенок непроизвольно отворачивает голову в противоположную сторону.
В положении стоя опирается только на носочки и при этом скрещивает ноги.



Если диагноз подтвердился
Случилось так, что у вашего малыша ДЦП. Что делать?
Первое правило: не нужно винить себя и выяснять, почему это произошло. Болезнь нужно принять как факт, отбросить самобичевание и заняться восстановлением здоровья малыша.
Очень важно создать благоприятный эмоциональный фон в семье – для лечения ребенка это особенно важно, ведь ему всегда передается состояние матери. И если он будет чувствовать, что мама его очень любит, это повысит сопротивляемость организма к инфекциям, болезням, будет способствовать желанию малыша двигаться. Самое главное, чтобы у ребенка возникло это желание.
Второе правило: надо найти грамотного специалиста в области реабилитации детей с неврологической патологией. Простое улучшение мышечного тонуса – не результат. Если у ребенка не появляются самостоятельные скоординированные движения, он быстро возвращается в свое исходное патологическое состояние.
Третье правило: если у мамы возникло чувство, что ее малышу тяжело двигаться, что он зажат, что имеется очевидная задержка в развитии, необходимо как можно быстрее показать ребенка специалисту. Пусть лучше врач развеет напрасные материнские опасения, чем потом долго лечить малыша.


Как лечить ДЦП?
На сегодняшний день существуют разнообразные методики лечебной гимнастики и массажа. К сожалению, зачастую детский массаж носит крайне примитивный характер. Нередко врачи говорят маме, что она может делать его и сама. Когда ребенок здоров, это действительно возможно. Но если речь идет о серьезной патологии, неправильные движения только усугубят ситуацию.
Схожая картина и с гимнастикой. Продается масса пособий, где приводятся очень непростые упражнения, выполнение которых никому, кроме специалиста, доверить нельзя. Делая такие упражнения самостоятельно, мама может неправильно зафиксировать ножку или ручку малыша. Еще хуже, если ошибка будет постоянно повторяться – в этом случае у ребенка зафиксируется неверная поза. Движения быстро закрепляются в головном мозге, и в дальнейшем это может обернуться большими трудностями.
Важно предугадать у малыша и вероятность образования О-образных или Х-образных ног. У ребенка с ослабленной мышечной системой при ходьбе может поменяться угол между коленом и голенью и развиться кривизна ног. А когда ребенок уже ходит сам, переучивать его гораздо сложнее – движения закрепились в головном мозге.
Поэтому нужно довериться грамотному специалисту, у которого за плечами большой опыт, знания и индивидуальный подход к каждому пациенту. Массаж, как, впрочем, и гимнастика, не должны быть всегда одинаковыми. К примеру, все мы любим, когда нас гладят по голове, но когда плохо себя чувствуешь или устаешь, эти движения будут только раздражать. Все дети так или иначе реагируют на любой тактильный раздражитель, а у больного малыша эти чувства особенно обострены. Задача профессионала – проанализировать и понять, насколько его прикосновения будут полезны такому ребенку. Ведь даже если взрослый, относительно здоровый человек будет без наблюдения врача бездумно накачивать мышцы на тренажерах, он может спровоцировать заболевание.

Елена Третьякова,
врач
Источник: natural-medicine.ru
Дохтор 3 декабря 2009 9 733 (0) Ашибка? =)
Информация оказалась полезной?
  • Да
  • Нет
  • Отлично! Тогда можете оставить отзыв или комментарий, а так же рассазать об этом материале своим друзьям
  • Посмотриет в метке: дцп или впишите ниже то, что нужно:
Оставить отзыв, мнение, комментарий или вопрос
Имя: Можно войти за пару мгновений через:
E-Mail:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Поиск
Свежее
Объявления
Тесты
Подписка на свежесть
Опрос
Объявления от партнёров

Обратная связь | Реклама | Партнёры | Источники +
Карты сайта: XML и HTML | Последние комментарии | Поиск | О сайте
Натуральная медицина. 2007-2016.


Наверх