Примерное время прочтения: ~
Малыш пронесся по нашему кабинету, как ураган. Казалось, что одновременно он присутствует в нескольких местах. Он лез повсюду, хватал все, что попадалось под руку, задавал вопросы и, не дожидаясь ответа, мчался дальше. Особенно приглянулся ему черный факсовый аппарат, стоявший на столе. Он был новый, поэтому директор им очень дорожил. Когда ребенок потянулся к нему в десятый раз, директор не выдержал и сделал ребенку замечание, но тот не реагировал. В глазах у мамы, которая привела сына на консультацию, застыл испуг, и она только страдальчески повторяла: «Валерик, не надо... Валерик, не трогай...»
Гиперактивный ребенок искренне хочет сдержаться, но не может. В его поведении нет злого умысла - он собой действительно не владеет. Наоборот, это им владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой неизвестно куда бурным потоком. Конечно, каждый ребенок может на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние. (Кстати, по оценкам ученых, мальчиков среди гиперактивных детей больше, чем девочек.)
Своевольные же дети вполне могут сдерживаться, но не считают это нужным. При незнакомых людях они ведут себя гораздо спокойнее, чем с домашними. А если где-нибудь капризничают, например в магазине, когда им отказывают в очередной покупке, то просто оттого, что уверены в своей безнаказанности: мама при посторонних не посмеет их наказать. Но если вдруг получат отпор, то быстро отступают.
Гиперактивные дети на людях ведут себя гораздо хуже, чем дома: контакты с чужими людьми действуют на них растормаживающе. В отличие от своевольных (строптивых) детей, умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует каких-то конкретных целей, он вовсе не хочет «щекотать» нервы родителям и искренне не понимает, к чему могут привести его действия. Например, он может выбежать на проезжую часть, играть с острыми предметами и т.д.
Гиперактивным детям обычно ставят диагноз - минимальная мозговая дисфункция. Это остаточные явления органического поражения головного мозга, возникшего, например, при тяжелом токсикозе или при резус-конфликте, когда ребенок еще находился в утробе матери, или во время родов. Задаваться вопросами в кого он такой? и кто виноват? бесполезно, наследственность здесь ни при чем, и винить никого не стоит. Лучше сплотиться вокруг «трудного» малыша и сделать все, чтобы исправить его поведение.
По моему убеждению, самый трудный детский возраст - вовсе не переходный, а от года до двух с половиной лет, когда малыши уже бегают, им все интересно, они всюду лезут, но соображения у них еще маловато. Большинство детей этого возраста находятся в постоянном движении, а матери - в постоянном напряжении. К трем годам ребенок обычно становится спокойнее. Матери гиперактивных детей и после трех лет не могут расслабиться ни на минуту.
Помню, в три года моему младшему сыну Феликсу сделали небольшую операцию, и он сутки вынужден был провести в постели. Когда разрешили встать, он сделался неуправляемым. Ничего не слыша и не видя, он с быстротой звука носился по коридору, и его лицо, обычно лукавое и смышленое, напоминало застывшую маску. Я испугалась. Пыталась взять его на руки - он вырывался, отбиваясь ногами и руками. Сколько продолжалась наша борьба, я не помню, но когда ребенок наконец затих, я была совершенно измучена. Феликс спал, а я с ужасом думала: «Неужели это повторится снова?» К счастью, наутро его гиперактивность исчезла как наваждение.
В зависимости от особенностей собственной психики, матери реагируют на подобный стресс, особенно если он постоянный, по-разному. У одной включается защитное торможение: «конь-огонь» будет стоять на голове, но ее это вроде бы не касается. Другая мама, наоборот, все время начеку, нервничает и передает свою нервозность ребенку. Оба стиля поведения неправильны, неконструктивны.
Как же вести себя с гиперактивным ребенком? Самый оптимальный вариант - когда родители безоговорочно принимают своего малыша, беззаветно любят его, но проявляют при этом, скажем так, ласковую строгость. И об этом имеет смысл поговорить подробнее.
Прежде всего надо понимать, что такой ребенок болен. Но классический образ больного прямо противоположен - ребенок лежит в постели, он вял и пассивен. Этот стереотип настолько прочно внедрен в наше сознание, что мы не можем от него отрешиться и не видим в поведении гиперактивного ребенка болезнь, поэтому и предъявляем к нему те же требования, что и к здоровому.
Далее, необходимо максимально упорядочить его жизнь. Как никому другому, ему нужно строго соблюдать режим дня. Здесь родители должны проявить твердость и решимость. Полезно вывесить на стене подробный распорядок дня и апеллировать к нему, как к данности, не зависящей от вашей воли. На многих дошкольников это действует мобилизующе. При этом следует делать поправку на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, «тормозной» путь длиннее обычного. Поэтому, если пора заканчивать игру, не требуйте, чтобы он это делал немедленно, а предупредите заранее, что время истекает. Вообще таким детям приходится напоминать все по несколько раз. Это их особенность, с которой необходимо считаться.
Особо возбудимому ребенку следует тщательно дозировать впечатления. Избыток впечатлений, даже приятных и ярких, для него тоже вреден. Но совсем лишать его развлечений и походов в интересные места нельзя. Однако если родители видят, что ребенок начинает перевозбуждаться, лучше сразу уйти. При этом неважно, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Пообещайте ребенку, что придете еще раз. Пусть у него сохранятся приятные воспоминания о том, где вы были вместе.
Строгая дисциплина требуется и от родителей. Они должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения. Это очень важный аспект домашней терапии. Важно научиться «ловить» тот момент, когда гиперактивный ребенок начинает болезненно возбуждаться. Это требует от родителей особого внимания, но его вполне возможно натренировать - ведь когда-то вы умели по плачу своего малыша точно определять его желания. Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени и, покачивая, как маленького, пошепчите ему в такт что-нибудь успокаивающее и приятное. Повторение слов создает ритм, слегка завораживает, а телесный контакт с мамой хорошо расслабляет.
Детей 4-5 лет в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог на постороннюю, но интересующую ребенка тему. Задавайте простые вопросы, требующие простых ответов. С любыми детьми важно существовать в режиме диалога, а с гиперактивными - особенно. К сожалению, именно с ними взрослые, как правило, изъясняются в режиме команд либо разражаются длинными эмоциональными монологами.
Работая с гиперактивными детьми, нужно обращать особое внимание на обучение не счету или письму, а осмыслению происходящего учить думать, правильно интерпретировать свои действия, мысли и чувства, а также чувства других людей. Для этого очень хорошо подходит домашний кукольный театр - ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные, адекватные модели поведения. В кукольных сценках можно проигрывать самые разные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки по ходу действия должны усложняться, становиться более разнообразными, обрастать сказочными или приключенческими подробностями.
Детский сад гиперактивным детям противопоказан. Лучше даже и не пробовать, чтобы не наносить ребенку душевную травму. Ему вообще нельзя общаться с большим количеством детей. Приглашайте домой одного, максимум двух детей и держите игры под контролем, чтобы при необходимости быстро вмешаться и не дать разгореться конфликту. Но как же приучать его к коллективу? Всему свое время. Для гиперактивного ребенка важнее всего общение с ласковой, терпеливой мамой.
Обучая и развивая ребенка, его нужно обязательно заинтересовывать самим процессом. Его интересы очень нестойки. В силу своих особенностей он не может долго удерживать внимание на одном деле. Поэтому необходимо чередовать виды деятельности, привносить в процесс что-то новое, подкрепляя его интерес самыми разными способами.
Тот самый Валерик, с которого начался мой рассказ о гиперактивных детях, не мог удерживать свое внимание больше нескольких минут, поэтому мы с ним устраивали многочисленные перерывы в занятиях, разрешали просто побегать, а когда он подбегал к столу, там каждый раз «возникало» что-то новое: игрушки, рисунки, книжки. Но главная цель оставалась неизменной: я тренировала его внимание, учила диалогу. Постепенно паузы укорачивались, Валерик становился усидчивее, и когда его включили в группу детей, он неплохо выдерживал получасовые занятия.
Поскольку у всех гиперактивных детей очень рассеянное внимание, нужно постараться, чтобы во время занятий их ничего не отвлекало. Американский врач Д. Рэншоу советует при работе с такими детьми оставлять письменный стол совсем пустым и ставить его у однотонной стены, а также избегать при оформлении детской комнаты или детского уголка ярких красок и сложных орнаментов. Школьники должны готовить уроки в полной тишине, а малышам не следует сдавать сразу много игрушек.
С гиперактивными детьми нужно быть очень внимательными и в мягкой форме объяснять обычные нормы поведения. Но все равно, пока ребенок не приобретет собственного опыта, предупреждения взрослых на него не подействуют. Классический пример: малыш упорно тянется к горячему чайнику или кастрюле с кипятком. Можно сто раз повторять слово «нельзя», но все-таки лучше, соблюдая максимум осторожности, дать ему потрогать горячий чайник - малыш почувствует боль. Такой урок большинство детей усваивают с первого раза.
Частая ошибка родителей и педагогов заключается в том, что от гиперактивного ребенка требуют одновременно сосредоточенности, усидчивости и внимания, то есть возлагают на него триединую задачу, с которой не каждый взрослый в состоянии справиться. А ведь именно эти качества у детей в дефиците.
Гораздо полезнее тренировать каждое качество в отдельности. Если вы предлагаете ребенку игру, требующую сосредоточения, не ограничивайте его в активных движениях. Развивая усидчивость, не требуйте активного внимания. И наоборот, когда ребенок учится быть внимательным, не нагружайте его интеллектуально. Ну и конечно, гиперактивным детям надо давать возможность выплеснуть свою энергию. Приобщайте их к разным видам спорта, учите их танцевать, кататься на коньках, отведите в бассейн. Но не следует записывать их в спортивные секции, где тренеры ориентированы на достижение результатов и добиваются жесткой дисциплины - для таких детей это будет чрезмерной нагрузкой, вредной для здоровья.
Консультируйтесь со специалистом (врачом) перед использованием методов лечения с нашего сайта. Возможны противопоказания.
Источник: natural-medicine.ru
71 985 (6) Ашибка? =)
Информация оказалась полезной?
- Да
- Нет
- Здорово! Зарегистрируйтесь или войдите через: , чтоб оставить отзыв, комментарий или вопрос. А так же сохраните или расскажите об этом материале своим друзьям в социальной сети:
-
Посмотрите ещё статьи и рецепты по меткам: гиперактивность, или почитайте в категории Лечение детей, или впишите ниже:
Ещё по теме
Обсуждение
Отзывы, комментарии, вопросы и ответы
Уважаемые посетители Натуральной медицины! Данный сайт о натуральных и доступных методах лечения. Будьте осторожны! В комментариях бывает реклама. Невозможно всё отследить, не всегда понятно: совет человека искренний от души или рекламный. Даже если искренний, человек при этом может делать рекламу препарата не осознанно. А препараты бывают разные: не качественные, вредные, опасные, дорогие (хотя продаются дешёвые аналоги) и др.. Знайте об этом и думайте. А так же оценивайте комментарии других участников
Информация
У меня сердечная недостаточность. Подскажите, какие витамины особенно полезны для сердца? Куприянова Л. Б., г. Москва
читать далее
Витамины для сердца
Сам грейпфрут созревает в декабре, а его плоды сохранят свою ценность до самого июля.
читать далее
Грейпфрут и сок грейпфрута
Масса тела женщины – величина странная и далеко не всегда зависящая от их желаний и возможностей. На что указывают резкие перемены веса, и к чему они могут привести?
читать далее
Колебания веса: ожидаемые и внезапные
Многие люди, отправляясь на курорт или возвращаясь обратно домой, задаются одним вопросом: «Как перенести акклиматизацию?» Попытаемся разобраться в этой проблеме и определить, как поскорее адаптироваться к условиям нового места.
читать далее
Как перенести акклиматизацию
Очень люблю вкусно поесть и ни в чем не могу себе отказать за новогодним столом - ни в жареном, ни в остреньком. Раньше после обильных застолий иногда начинала «ныть» печень, начинались колики.
читать далее
Вкусное застолье без последствий для печени
Большинство женщин начинают поправляться в холодное время года.
читать далее
Как сохранить стройность тела зимой?
Мир дан нам в ощущениях... Эта мудрость столь очевидна, что не вызывает возражений. И вряд ли кто будет спорить, что без шума листвы, шелеста морского прибоя, соловьиных трелей в весеннем лесу окружающий нас мир много бы потерял в своей прелести. Человек, как и большинство других представителей млекопитающих, воспринимает звуки благодаря сложной системе слухового анализатора.
читать далее
Болезни ушей и нарушение слуха
Хочу поделиться с вами своими мыслями. Все у меня было хорошо. Веду здоровый образ жизни: занимаюсь гимнастикой, исключила из рациона все жареное, жирное, копченое. В моем рационе теперь курица, рыба, овощи, фрукты. Хлеб сама пеку с отрубями. И у меня заметно снизился холестерин, убывает вес.
читать далее
Чтобы кости срослись
Как правильно принимать кальций? Единый ответ - отсутствует. Все зависит от особенности каждого организма. Ведь некоторым больным людям кальцийсодержащие препараты противопоказаны. Кальций нужно принимать с осторожностью и только по рекомендации лечащего врача.
читать далее
Как правильно принимать кальций?
У вашего ребенка после первого года в школе резко ухудшилось зрение? Как вовремя это заметить? На наши вопросы ответила Людмила Потапова, врач-офтальмолог Детского центра при ФГУ «Микрохирургии глаза» им. С.Н. Федорова.
читать далее
Как сохранить и вернуть зрение
Проявления грибкового поражения ногтя — утрата прозрачности ногтевой пластинки, проявляющаяся как беловатые или желтые пятна в толще ногтя, утолщение ногтя. Грибок ногтей обычно сопровождается воспалением околоногтевого валика. В результате периодических обострений образуются изменения ногтя, проявляющиеся поперечными бороздами на ногтевой пластинке.
читать далее
Народные средства от ногтевого грибка
В последнее время все больше людей страдают от аллергии на солнце, или фотодерматоза. Что провоцирует данное заболевание и как с ним бороться, мы узнали у дерматовенеролога, д.м.н., профессора и главврача клиники Health and Happy, Когана Бориса Григорьевича.
читать далее
Аллергия на солнце
Этот элемент входит в состав тканей костей, эмали зубов, а также содержится в крови и клетках мозга.
читать далее
Основные растительные источники фтора
Ученые из Норвегии провели исследование, по результатам которого определили, что причиной возникновения женского бесплодия, как временного, так и постоянного, могут стать чрезмерные физические нагрузки в фитнес-клубах.
читать далее
Активный фитнес грозит бесплодием
Тесты:
Поиск