Дефекты речи в детском возрасте – станьте для ребенка логопедом

    Шрифт:
  • A
  • A
  • A
Дефекты речи в детском возрасте – станьте для ребенка логопедом
Здравствуйте. С большим удовольствием для себя отметила, что вы в последнее время стали обращать внимание на детскую тему. Мы живем на Кубани в небольшой станице, специалистов по медицине у нас особо нет, если что, ездим в район. Я пенсионерка, сижу с 5-летним внуком, родители его заняты на работе, сына видят только по выходным.
Мальчик очень сообразительный, но говорить начал поздно, много букв не выговаривает, «р», «л» произносит неправильно. А как ему помочь, не знаю. Занятия у районного логопеда стоят очень дорого. Хочется, чтобы ребенок пошел в школу не только подготовленный, но и без дефектов речи. Адрес не указываю, так как станица у нас маленькая, не хочу огласки».

Анна Степановна К.,
Краснодарский край.


Среди наших читателей большинство — бабушки и дедушки. Мы подумали, что им-то как раз и можно бы позаниматься с внуками постановкой речи. Как это сделать, вы узнаете из материала Натальи ПОПКОВОЙ, учителя-логопеда 1-й категории.

В последнее время сильно возросло число детей с проблемами в развитии речи. Достаточно привести такие цифры: если в 1992 году из 42 детей у 14 были нарушения в произношении, то в 2008 году из 44 обследуемых детей уже 40 страдали дефектами речи. Многие родители, которые обращаются в поликлиники по месту жительства, в различные центры развития за помощью, с тревогой спрашивают: в чем дело, почему ребенок плохо говорит? В большинстве случаев врожденная патология у детей встречается не так часто. Запаздывание речи бывает в основном по трем причинам: заболевания ушей и носоглотки, а также другое тяжелые длительные заболевания, которые приводят к физическому истощению ребенка; во-вторых, задержку в развитии речи вызывают и различные органические поражения центральной нервной системы, которые часто сопровождаются общей умственной отсталостью; и, наконец, недостатки воспитания, когда ребенок растет «запущенным», не получает должного внимания, когда с ним не занимаются. Если раньше бабушки и дедушки, мамы и папы пели детишкам колыбельные перед сном, рассказывали сказки, читали книжки или показывали диафильмы, то сейчас все за них делает телевидение и прочая домашняя аудио- и видеотехника. Ребенок большую часть времени предоставлен самому себе, он испытывает недостаток в речевом общении, в то время как функции родителей сводятся к минимуму: накормить, погулять, искупать, уложить спать... Так что причина того, что малыш долго не говорит, до поры до времени носит социальный характер, но чуть позже уже рискует перерасти в диагноз. Сами посудите: если у ребенка с детства не исправить дефекты речи, то с возрастом это будет еще сложнее. Так, подросток, который картавит или шепелявит, к примеру, вряд ли сможет выбиться в лидеры в своем коллективе. Одноклассники подтрунивают над ним, он переживает, испытывает комплекс неполноценности, замыкается в себе. И вот вам уже проблема иного характера — психологическая. Если ребенок на протяжении нескольких лет неправильно произносит какие-то буквы, у него нарушается восприятие звуков — зрительная и слуховая память, страдает правописание (дисграфия) и т.д. Со временем подобные задержки в развитии могут привести к умственному отставанию ребенка.
Неспроста в старину говорили, что воспитание ребенка начинается тогда, когда он лежит поперек лавки. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок или внук был гармонично развит, обратите внимание на его речь. Вот некоторые советы, которые пригодятся, я уверена, очень многим родителям.
1. Когда вы кормите своего малыша, купаете его или одеваете, больше говорите с ним, стараясь прокомментировать ваши действия. Не бойтесь повторений одних и тех же слов, произнося их четко, доброжелательно, не сюсюкая.
2. В разговоре с ребенком старайтесь использовать простые и короткие фразы: «Открой ротик», «Дай ручку» и т.д. Это поможет развить понимание речи.
3. Используйте в речи наряду с полными словами упрощенные варианты; поезд — ту-ту, машина — би-би и т. д.
4. Обязательно пойте малышу, укладывая его спать.
5. Читайте книжки, рассказывайте сказки, предлагая постепенно ребенку досказать слово. Например, курочка ря-ба. Для этого выбирайте тексты простые, с понятными словами и персонажами.
6. Сведите к минимуму просмотр телевизионных программ. Маленький человек не в состоянии «переварить» большое количество ненужной ему информации.
7. Не ругайте ребенка, если он не может повторить за вами то или иное слово.
8. Рассматривая картинки в книжке, называйте то, что там нарисовано. Например, это кукла, кукла плачет. Попросите ребенка показать, как кукла плачет.
Эти простые упражнения помогают активизировать речь малыша. Но если все же он еще не заговорил, это не означает, что он вас не понимает. Он понимает ровно столько, сколько вы ему объясняете и рассказываете. Поэтому, не дожидаясь долгожданного первого слова, продолжайте занятия: научите его различать предметы (большой — маленький), количество (один — много) и т. д. Для развития речевого аппарата хорошо помогает легкий массаж ладошек, пальчиков рук, игры, типа « Сорока-белобока».
И вот ваш малыш заговорил. Что может быть приятнее этого милого детского лепета? Но в один прекрасный момент мы понимаем, что пора бы уже услышать и слова из уст вашего любимца, а он все лепечет и лепечет. Как тут быть?



Укрепление речевых мышц



Если вашему малышу уже 4 годика, то пришла пора заняться исправлением недостатков звукопроизношения. Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!
Упражнения, предлагаемые вашему вниманию, стоит выполнять перед зеркалом. Продолжительность каждого занятия — 5 минут 1-2 раза в день (утром и вечером).
1. Активизируем мышцы щек. 10-15 раз делаем легкие пощипывания кончиками пальцев обеих щечек ребенка (если тонус мышц понижен) или расслабляющие поглаживания (если тонус повышен).
2. Массаж губ: легкие надавливания от середины губы к уголкам рта, если пониженный мышечный тонус, или в противоположном направлении при повышенном тонусе.
3. Попросить ребенка вытянуть вперед губы «уточкой» и сделать несколько пощипываний.
4. Окошко – открывать и закрывать рот.
5. Улыбочка — попросить ребенка растянуть губы в улыбке при сомкнутых губах.
6. Заборчик — губы растянуты в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
7. Часики — улыбнуться, открыть рот и кончик языка переводить из правого уголка рта в левый, но подбородок не двигается вслед за языком.
8. Качели — улыбнуться, открыть рот, кончиком языка дотронуться сначала до верхних зубов, потом — до нижних, подбородок неподвижен.
9. Лошадка — цоканье языком, имитируя цокот копыт лошади.
10. Грибочек — улыбнуться, открыть рот и присосать язык к нёбу(прилепить к нёбу) и удерживать несколько секунд.
11. Вкусное варенье — намазать верхнюю губу ребенка медом или вареньем и широким языком (похожим на чашечку) попросить облизать сразу всю губу сверху вниз, а не из стороны в сторону.

Занятия лучше всего проводить в игровой форме. А теперь, отвечая на вопрос нашей читательницы, приведу пример артикуляционной гимнастики для постановки звука «р», которая сопровождается показом картинок. Посмотри, это мальчик Р-Р-Рома. Сейчас я тебе расскажу про него историю.
Рома счастливый мальчик, поэтому он любит улыбаться (упражнение «Улыбочка»). Рома живет в домике, который стоит за ровным, красивым забором (упражнение «Заборчик»). Рома любит смотреть в окошко, поэтому он его часто открывает и закрывает (упражнение «Окошко»). В доме на стене висят большие старинные часы, которые тикают вот так (упражнение «Часики»). Во дворе дома есть качели, на которых Рома очень любит кататься (упражнение «Качели»). По воскресеньям Рома с родителями ходит на ярмарку, где катается на лошадке (упражнение «Лошадка»). А еще Рома очень любит есть грибы, поэтому он с родителями ходит в лес осенью их собирать (упражнение «Грибок»).
При подготовке к школе полезно проводить занятия для тренировки мелкой моторики, чтобы активизировать речевые зоны мозга. Можно придумать такую игру: составить из гороха или фасоли рисунок, попросить ребенка придумать свой вариант.
В небольшой статье трудно рассказать об исправлении всех дефектов речи. Но если родители, бабушки и дедушки обратят внимание на то, как их ребенок говорит, начнут выполнять с ним простые упражнения, я уверена, в каждой такой семье вырастет здоровый, гармонично развитый человек.
Источник: natural-medicine.ru
Дохтор 10 февраля 2010 5 953 (0) Ашибка? =)
Информация оказалась полезной?
  • Да
  • Нет
  • Отлично! Тогда можете оставить отзыв или комментарий, а так же рассазать об этом материале своим друзьям
Оставить отзыв, мнение, комментарий или вопрос
Имя: Можно войти за пару мгновений через:
E-Mail:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Поиск
Свежее
Объявления
Тесты
Подписка на свежесть
Опрос
Объявления от партнёров

Обратная связь | Реклама | Партнёры | Источники +
Карты сайта: XML и HTML | Последние комментарии | Поиск | О сайте
Натуральная медицина. 2007-2016.


Наверх