Зарядка для памяти и мозга

    Шрифт:
  • A
  • A
  • A
'Зарядка


Звоню я однажды своим родственникам - энергичным и деятельным пенсионерам
- Здравствуйте! Чем занимаетесь?
- Пазлы собираем…
- Что ?!
Вообще-то они люди активные: полгода проводят на даче, и подрабатывают к пенсии, и зарядку делают и новые читают. Но пазлы - это что-то новое... На самом деле, эта игрушка считается детской - надо из множества маленьких картонных деталей собрать картину. А картины бывают разные: большие и маленькие, сказочные и пейзажные. В Третьяковке можно приобрести пазлы с произведениями известных художников. Так вот, сложный пазл из 2000 деталей они собирают дней десять: освобождают большой стол, собирают картину по частям (при этом спорят и пробуют много вариантов), потом помещают ее в рамку - и на стену или дарят кому-нибудь. А для чего это кропотливое занятие? Для красоты, для общения и для развития памяти.
Возможности человеческой памяти безграничны. Считается, что взрослый человек может запомнить от двадцати до ста тысяч слов. Есть люди, обладающие феноменальной памятью. Александр Македонский помнил имена всех своих воинов. Академик Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Доминик О'Брайен из Великобритании сумел запомнить расположение перетасованных карт одной колоды за 38 секунд. Но эти люди, скорее, исключение из общего правила.
У большинства людей жалобы на плохую память появляются после сорока лет. Это легко объяснимо: по окончании активной учебы отпадает надобность что-то заучивать, пропадает навык напрягать память, и она «детренируется». Актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и в старости справляются с длиннейшими текстами. Сейчас в некоторых странах все чаще люди, выйдя на пенсию, поступают в университеты (обычно на гуманитарные факультеты), вполне успешно занимаются и сдают экзамены наравне с юными однокурсниками. Всем нам знакомо ощущение, когда мы никак не можем вспомнить слово, которое буквально «вертится на языке». Это сигнал о проблемах с памятью. Но чаще всего мы не утруждаем себя регулярными упражнениями для поддержания интеллектуального здоровья.
Конечно, на улучшение памяти влияют и лекарства (например, ноотропил или капли семакс), и свежий воздух, и хороший сон, и правильное питание.
Около одной трети нашего мозга состоит из ненасыщенных жирных кислот. Чем их больше, тем активнее питательные вещества попадают в клетки мозга - нейроны. Главные поставщики жирных кислот для мозга - это рыбий жир, орехи и растительное масло.
Энергию нейроны получают из углеводов, которые разделяются на «медленные» и «быстрые». Благодаря последним, содержащимся в основном в сахаре, сладостях и изделиях из высокосортной муки, мозг начинает работать гораздо интенсивнее, однако всплеск энергии вскоре спадает. Гораздо полезнее получать «медленные» углеводы, которыми богаты крупы и овощи. Однако избыток углеводов при отсутствии белков может действовать на мозг как снотворное.
Поставщики белка, которыми являются рыба (особенно треска и тунец), злаковые и бобовые, содержат аминокислоту тирозин, обостряющую восприимчивость мозга и помогающую концентрироваться в стрессовой ситуации.
Из микроэлементов наиболее важны железо и магний. Железа много в мясе и фасоли, магния - в бананах, орехах, пшеничной и гречневой крупах, листовой зелени и шпинате.
Нельзя не сказать и о витаминах: не забывайте подпитывать ими свой мозг. И бесспорные лидеры здесь - витамины группы В. В1, к примеру, «отвечает» за бесперебойную связь клеток мозга и нервной системы. Его можно найти в хлебе с отрубями, сыре, горохе, фасоли, гречневой крупе, орехах. Немалую роль играет и витамин В2. Он содержится в обезжиренном молоке и йогуртах.
Пища в проблеме сохранения интеллекта и памяти определяет многое, но не все... Необходимы еще и тренировки.
Наш мозг содержит 10 миллиардов нейронов! Это больше, чем число людей на Земле. Импульсы передаются через разветвленную систему дендритов (отростков), контактирующих с другими нервными клетками. Благодаря способности использовать эти бесчисленные нервные связи мозг может хранить и перерабатывать огромное, практически неограниченное количество разнообразной информации.
До недавнего времени считалось, что после рождения мозг человека постоянно теряет нервные клетки. Исследования последних лет доказывают, что стволовые клетки в мозгу человека могут создавать новые нейроны. Но наш организм не может позволить себе роскошь нерационально расходовать ресурсы - поэтому те нейроны, которые не используются человеком, либо атрофируются, либо переключаются на другой вид деятельности. То есть для полноценной умственной деятельности важно не только количество нейронов, но и их качество! Исследования доказывают, что интеллектуальные упражнения формируют более густую, активную сеть дендритов. И это помогает нам в любом возрасте справляться с умственной нагрузкой.
Как известно, каждое полушарие мозга контролирует движения и органы чувств противоположной половины тела. Кроме того, у полушарий есть специализация.
• Левое полушарие отвечает за речь и восприятие символов, аналитические и математические способности, логику; оно стремится выявить в новой информации что-то общее с уже известным. Это полушарие называют «вербальным».
• Правое полушарие работает с визуальными образами - это быстрая оценка степени безопасности, узнавание знакомых лиц и мест, запоминание новой образной информации. Его называют «визуальным».
И еще: томографические исследования последних лет выявили удивительный факт: оказывается, правое полушарие отвечает за плач и другие отрицательные эмоции, а левое за смех! Именно поэтому больные левосторонним инсультом часто бывают склонны к депрессии (дисфункция правого полушария). И поэтому же большинство людей испытывают удовлетворение, когда их левое полушарие загружено работой.
Мозг каждого человека имеет свои особенности, у каждого - свои навыки и способности. Поэтому интеллектуальные занятия следует разнообразить. Не стоит ограничиваться только чтением. А если читаете, то включайте в свое «меню» не только развлекательные книги, работайте с серьезной литературой.
Можно включить в свою повседневную жизнь и такие простые, но эффективные занятия.

1. Попробуйте за одну минуту перечислить как можно больше объектов из одной категории - например, названия птиц или слова на букву «ш». Нормой считается 20 объектов, менее 15 - это низкий результат. Такие тесты оценивают доступ к словам вашего мысленного словаря, а не размер этого словаря. Дети 5-6 лет ежедневно увеличивают свой словарь примерно на 10 слов, а у взрослого словарный запас продолжает расти до 50 лет, а потом медленно сокращается.

2. Утром, проводя еще в постели разминку для суставов, сосчитайте мысленно от 100 до одного, потом - только четные цифры, а потом - кратные пяти или трем.

3. Учите наизусть стихи. Например, очень удобно учить «Евгения Онегина» по строфе в день. 3десь работает очень важный принцип запоминания - повторение.

4. Упражняйтесь в устном счете. Это всегда пригодится на рынке и в магазине. Старайтесь обойтись без калькулятора, сложение и умножение можно и нужно делать в уме. Проверяйте и себя и продавцов.

5. Пишите мемуары. Мой отец в 75 лет за три недели написал 50-страничные воспоминания о своей непростой жизни. Потом я их перепечатала на компьютере, он их продолжает потихоньку редактировать и дополнять. Эти воспоминания большим интересом прочитали мои дети и другие родственники. Да и я узнала много нового из истории моей семьи.

6. Пишите письма. Моя родственница, когда летом живет на даче, пишет письма в Москву своей сестре. Письменная речь позволяет лучше структурировать информацию, активизирует словарный запас. Кроме того, мелкая моторика руки активизирует соответствующее полушарие мозга.

7. Играйте в шахматы или хотя бы решайте шахматные этюды.

8. Разгадывайте кроссворды. И не считайте это занятие впустую потраченным временем - вы тренируете мозг.

9. Попробуйте сами составить небольшой кроссворд из 5-7 слов, с пересечениями. Но так, чтобы все буквы встречались в нем только один раз!

10. Постарайтесь сформулировать точное определение какого-то понятия или предмета. Например, что такое «удивление» или «дырка»? Старайтесь, чтобы ваше определение было максимально точным и правильным. А потом можно свериться в толковом словаре.

11. Чтобы лучше запомнить какой-то список (например, покупок), воспользуйтесь приемами мнемотехники. Мысленно совершите прогулку по своей комнате и при этом связывайте необходимые продукты с предметами интерьера. Причем эти связи могут быть самыми причудливыми и необычными. Например, макароны «повесьте» на люстру, а из крана в ванной пусть «течет» подсолнечное масло. В магазине вы легко вспомните свое «путешествие» и ничего не забудете. Суть здесь в том, что связываешь то, что надо запомнить, с тем, что хорошо помнишь. Таким приемом пользовались еще древние греческие ораторы, только «ходили» они по площади со скульптурами своих богов.

12. Когда вы идете куда-нибудь или стоите в очереди в собесе, мысленно подбирайте рифмы к словам. Например, с чем рифмуется слово «память»?

1З. Находите связь между различными объектами. «Автомобиль» и «кошка», «апельсин» и «мороженое», - что их объединяет?

14. Играйте в алгебраические игры. Например, из сочетания 5555 с помощью арифметических знаков и скобок можно получить и 5, и 10, и 25, и 26. Так, 5х5+(5:5)=26. Попробуйте из 7777 получить 1, 2, 3, 6, 8, 13, 15. А из 4444 - все числа от 1 до 10. Придумайте и свои аналогичные примеры.

Эти разнообразные упражнения позволят вам стимулировать часть ваших очень ценных, но временно бездействующих нейронов. Найдя ответ на головоломку или решив кроссворд, вы испытаете особую интеллектуальную радость. А через два-три месяца регулярных занятий вы почувствуете, как улучшилась ваша память, поднялись настроение и самооценка.

А что же мои родственники? Недавно я навестила их. Смотрю, глава семьи сосредоточенно что-то изучает. Оказывается, они взяли у соседей интеллектуальную игру «Эрудит», поиграли, им понравилось. И теперь он хочет сделать такую же для себя. Это игра типа кроссворда, но для нескольких участников. В нее часто играют пенсионеры - герои современных английских фильмов.
Я изумилась: «Сделать игру? Это же очень сложно!» И тут же с загадочным видом достала из сумки журнал с кроссвордами... коробочку с «Эрудитом». Я знала, чем можно порадовать моих интеллектуалов!

Наталья СИЛОНОВА,
Москва
Источник: natural-medicine.ru
Дохтор 1 декабря 2008 9 761 (0) Ашибка? =)
Информация оказалась полезной?
  • Да
  • Нет
  • Отлично! Тогда можете оставить отзыв или комментарий, а так же рассазать об этом материале своим друзьям
  • Посмотриет в метке: головной мозг, память или впишите ниже то, что нужно:
Оставить отзыв, мнение, комментарий или вопрос
Имя: Можно войти за пару мгновений через:
E-Mail:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Поиск
Свежее
Объявления
Тесты
Подписка на свежесть
Опрос
Объявления от партнёров

Обратная связь | Реклама | Партнёры | Источники +
Карты сайта: XML и HTML | Последние комментарии | Поиск | О сайте
Натуральная медицина. 2007-2016.


Наверх