Исцеляющая сила театра

    Шрифт:
  • A
  • A
  • A
Исцеляющая сила театра
На первый взгляд, театр и здоровье друг с другом никак не связаны. Однако наши предки думали иначе. В древних цивилизациях театральное действо считалось могучим средством снятия эмоционального напряжения, гармонизации психики, обретения душевного и физического здоровья. Но сохранил ли театр сегодня свою исцеляющую силу? На вопросы отвечает директор учебно-практического центра «Свобода, творчество, развитие», автор проекта «Креативная медицина», доктор медицинских наук М.Е. Комова.
- Марина Евгеньевна, почему вас, профессионального врача, привлек в качестве лечебного средства театр?
- Меня как врача интересует здоровье человека. Фармацевтические препараты, в том числе антибиотики, на которые общество возлагало большие надежды, панацеей не стали. Микроорганизмы вырабатывают к ним устойчивость быстрее, чем мы могли себе представить. К тому же любые фармацевтические препараты обладают побочными действиями, и если их применение при серьезных проблемах со здоровьем еще оправдано, то как профилактика они использоваться не должны.
Сегодня все думающие врачи ищут безопасные способы лечения и оздоровления людей и в этих поисках неизбежно обращают свой взгляд к искусству. Ведь искусство - это огромная и пока еще мало используемая в современном мире сила. Во многих странах активно проводятся работы по изучению влияния искусства, и в частности театра, на здоровье человека.

- Существует ли традиция использования различных видов искусства в таком лечебно-оздоровительном качестве?
- Да, история развития медицины знает много примеров лечения и оздоровления людей без использования сильнодействующих препаратов, которых, в сущности, тогда просто не было. В древности силы искусства активно использовались для лечения. О том, что музыка, цвет и, конечно, театральное действо оказывают сильное влияние на человека, знали во всех известных нам государствах Древнего мира.

- А не является ли воздействие искусства только результатом внушения? Может быть, человеку оно помогает просто потому, что он в эту помощь верит?
- Конечно, сила внушения производит эффект. Тем более сила коллективного переживания: она гораздо действеннее, чем при переживании индивидуальном. Никто не спорит, что искусство влияет на эмоциональную сторону человеческой психики. Однако у него есть также другой механизм воздействия, о котором прекрасно знали еще в древности. Любой вид искусства влияет на человека через ритм.

- В музыке ритм - это понятно...
- Ритм есть и в живописи - там это игра света и тени, цветовых оттенков, композиция. В наиболее явном виде это передано в картинах художника и композитора Чюрлениса, у которого многие живописные работы даже названы сонатами, прелюдиями и фугами. Есть свой ритм в архитектуре - не зря ее называют застывшей музыкой, ритм в скульптуре. А театральное действо целиком построено на ритмах, потому что оно соединило в себе все виды искусств.

- Каким образом ритм искусства влияет на нас?
- У человека есть ритм сердцебиения, дыхания. Свои ритмы работы есть у эндокринной и нервной систем. Все ритмы человеческого организма образуют единую гармоничную ритмическую структуру - это и есть здоровье. А любые нарушения в этой структуре указывают на уже возникшие или возможные в будущем проблемы со здоровьем.
Ритм зависит от состояния человека. Например, когда нам страшно, он сильно отличается от ритма покоя и счастья. Ритм искусства обладает способностью вступать в резонанс с теми или иными из наших собственных ритмов и может оказаться для человека как гармонизирующим, так и деструктивным, разрушительным.
Эта способность искусства сознательно использовалась в античном театре. Его зрители не были посторонними. Они имели к героям трагедии самое непосредственное отношение, сострадали им, испытывали эмоциональное переживание невероятной силы. Оно буквально сотрясало человека, исторгало у него слезы...

- Катарсис?
- Да, в Древней Греции кульминация эмоциональных переживаний зрителя называлась «катарсис», то есть очищение души посредством страдания. Сопереживая героям трагедии, зритель испытывал катарсис - это меняло работу его ритмической структуры, сначала выводя ее из равновесия, а затем поднимая на более высокий уровень гармонии. Придя в себя, человек чувствовал себя так, будто умер и заново родился. При этом он получал новый импульс к здоровью. Фармацевтической промышленности тогда не было, и лечением занимался античный театр. Эмоциональное переживание не только приводило к гармонизации ритмов организма, но и несло важную психотерапевтическую функцию: трагическое событие становилось фактом прошлого и теряло над человеком власть.

- Наверное, восприятие театра за прошедшие тысячелетия сильно изменилось?
- Конечно, изменилось. Древний грек, приходя в театр, знал, что он идет туда не развлекаться, а лечиться духовно и физически, он был готов пережить катарсис и возродиться через страдания. Современный зритель приходит в театр с другой установкой: отдохнуть, отвлечься, посмотреть модный спектакль. Он редко готов к духовной работе, на которую его «вытаскивают». И тем более ему трудно открыться воздействию на подсознание.

- Разве театр воздействует на подсознание?
- Да, современный театр использует методы, сильно воздействующие не только на эстетическое и эмоциональное состояние людей, но и на область их подсознания. Часто человек приходит в театр не готовым к такого рода влиянию. Это его пугает, разочаровывает, он иногда уходит опустошенный, с плохим самочувствием. Вот почему режиссер актеры должны четко понимать, какую ответственность перед зрителем они несут. Но у театра есть способ открыть «внутренние двери» нашего подсознания, не спрашивая нас об этом. Таким воздействием прежде всего обладают элементы ритуала, которые часто используются в современном театре.

- Однако решением вопросов здоровья все-таки ведает медицина, а она занимается в основном телом. Где здесь место театра?
- У современной медицины есть разные направления. Одно из них - это моделирование тела человека, в котором мы достигли, с точки зрения медицины, очень больших успехов. Пластическая хирургия, трансплантология, заместительная терапия и т.д. буквально делают чудеса, и тем людям, для кого это необходимо, оказывают огромную помощь. Но здесь есть и оборотная сторона медали: если заниматься только этим направлением, то количество людей, нуждающихся в медицинской помощи, будет беспрерывно расти. Мы все время догоняем болезнь - и на этой дистанции все время проигрываем.
Но есть и другое направление, нужда в котором сегодня ничуть не меньше. Оно касается психосоматики - того, что часто называют связью тела и души. Это направление, вместо того чтобы «догонять» болезнь, поможет нам изменить свое состояние и увеличить количество здоровья. Именно в этом плане неоценимую помощь может оказать театр.

- Каким же образом?
- Большинство болезней имеет психосоматическую природу. На первый взгляд, кажется, что их причины лежат в каких-то анатомических, физиологических особенностях организма или во внешних факторах. Но в действительности нашу жизнь организуют наше собственное сознание, интеллект, внутренние психоэмоциональные факторы. Воздействуя на них, можно проводить энергетическую регуляцию организма. Ведь здоровье - это некая энергия, о которой мы знаем лишь то, что она создается и в процессе жизни растрачивается. Но какая-то часть этой энергии здоровья остается с нами до последнего часа, до последней минуты жизни, сколько бы, ни было у человека болезней. Театр способен создавать положительные энергии, которые не только восстанавливают растраченную энергию, но и могут излечивать очень многие болезни - даже такие, которые не лечатся медикаментозно. Кстати, могучая сила психоэмоционального воздействия театра до сих пор используется в огромном количестве религиозных театрализованных представлений и шествий, во время которых больные нередко выздоравливают.

- В каком-то смысле театр может заменить таблетку?
- Это фантастическая мысль, но отнюдь не утопическая. Я убеждена, что пройдет не так уж много лет, когда человек на самом деле будет выбирать, выпить ли ему таблетку или послушать музыку, выпить таблетку или сходить на спектакль, выпить таблетку или пойти в храм... Это отнюдь не утопия, потому что такой этап в своем развитии человечество уже прошло. Человек приходил исцеляться в храм и в театр. Почему сегодня так трудно ставить античную трагедию? Потому что античность чувствовала, что театр - это не развлечение, не шоу-бизнес. Зритель шел в театр, чтобы с ним что-то сделали.

- В театре очень много условностей. Каким же образом нашему сознанию удается их не замечать?
- Благодаря воображению. Известны случаи, когда во время смертной казни электрический стул не срабатывал, но приговоренный все равно умирал - останавливалось сердце. В Африке шаману достаточно сказать, что такой-то человек из его племени умрет, чтобы в назначенный день это произошло. Бывает и наоборот: тяжелобольной пациент, уловивший в разговоре медиков незнакомое ему латинское слово, которое значило «умирающий», решил, что у него дела идут хорошо, и, к удивлению врачей, выздоровел. Такие явления называются в медицине внушениями или психосоматическими реакциями. Смысл их в том, что, попадая в критическую ситуацию, мы даем волю воображению, которое оказывается сильнее сознания. На этом основан эффект плацебо («пустышки»): какой-то нейтральный препарат, о котором больной думает, что это чудодейственное средство, может действительно его вылечить. Точно так же и театральные условности совершенно не мешают нашему воображению воспринимать спектакль как реальность.

- Очевидно, воображение способно быть и мощным средством исцеления?
- Конечно. Воображение реально позволяет людям самостоятельно исцелять свои недуги. С помощью воображения человек может остановить свое сердце, насмерть заморозить в тепле или согреть на морозе. Можно стать неуязвимым перед любыми внешними воздействиями. Например, известны случаи, когда люди совершенно безболезненно проходили сквозь гигантское пламя или подвергались страшной пытке кипятком, но при этом считали, что боги на их стороне, и не получали ожогов.
Знаменитые врачи прошлого - Парацельс, Месмер и другие - использовали воображение больного, вовлекая его в театральное действо, чтобы лечить различные заболевания. Но так можно использовать театр и сегодня. Любые ролевые игры, используемые психологами и психотерапевтами, представляют собой элементы театрального действа.

- Что бы вы хотели посоветовать нашим читателям?
- Театральная игра во всех ее формах положительно воздействует на душевное и физическое здоровье человека. Поэтому я советую всем при любой возможности играть - хотя бы устраивать театрализованные празднования дней рождения в семье. Сыграйте сцену из собственной жизни, изобразите себя в различных обстоятельствах, и вы сможете примириться с собой, устранить внутренние конфликты, разрушающие психику.

Беседовал Александр Герц
Источник: natural-medicine.ru
Дохтор 21 мая 2010 6 388 (1) Ашибка? =)
Информация оказалась полезной?
  • Да
  • Нет
  • Отлично! Тогда можете оставить отзыв или комментарий, а так же рассазать об этом материале своим друзьям
  • Посмотриет в метке: интервью или впишите ниже то, что нужно:
Обсуждение
Отзывы, комментарии, вопросы и ответы
Уважаемые посетители Натуральной медицины! Данный сайт о натуральных и доступных методах лечения. Будьте осторожны! В комментариях бывает реклама. Невозможно всё отследить, не всегда понятно: совет человека искренний от души или рекламный. Даже если искренний, человек при этом может делать рекламу препарата не осознанно. А препараты бывают разные: не качественные, вредные, опасные, дорогие (хотя продаются дешёвые аналоги) и др.. Знайте об этом и думайте. А так же оценивайте комментарии других участников
  1. #1: Марина-Кальмар (4 ноября 2010 17:49)

    Очень полезная статья, но хотелось бы узнать мнение специальстов по воросу влияния искусства на здоровье актёров.
    Я занимаюсь в любительском театре четвертый год, и вижу как за это время улучшилось психологическое состояние многих моих одностудийцев: у людей появляется внутренняя сила ...

    Лично для меня театр - это образ жизни и способ смотреть на мир.

    Многие упражнения, которые дают для развития актерского мастерства, развития воображения и пр. очень глубокие..
    Например, связанные с метафизикой тела...

    Спасибо огромное за статью, давно искала!
    Не нравится 0 Нравится
           Ответить
Оставить отзыв, мнение, комментарий или вопрос
Имя: Можно войти за пару мгновений через:
E-Mail:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Поиск
Свежее
Объявления
Тесты
Подписка на свежесть
Опрос
Объявления от партнёров

Обратная связь | Реклама | Партнёры | Источники +
Карты сайта: XML и HTML | Последние комментарии | Поиск | О сайте
Натуральная медицина. 2007-2016.


Наверх