Тайны голоса

    Шрифт:
  • A
  • A
  • A
Тайны голоса
Считается, что красивый, звучный голос - редкий дар природы. Но сегодня у нас в гостях человек, который доказал, что каждому от рождения дан замечательный голос, возможности которого безграничны. Вот только как их раскрыть? На вопросы отвечает кандидат психологических наук, создатель «Школы природного голоса» и автор книги-самоучителя «Азбука владения голосом» Владимир Павлович Багрунов.
- Владимир Павлович, у большинства людей все-таки голос довольно тихий, и даже многих певцов без микрофона на слышно. Почему же вы считаете, что голос дается всем от рождении?
- А вас не удивляет, что маленький ребенок, который вокалу не обучался, запросто перекрывает своим голосом шум моторов самолета или симфонический оркестр? Мы все от рождения до последних минут жизни обладаем могучим природным голосом. Но используют его в полной мере только младенцы примерно до трех лет. И заметьте, они не просто громко кричат. Дети способны передать голосом любую эмоцию, он звучит у них ярко, выразительно, свободно. А голосов, слабых от природы, просто не бывает.

- Куда же тогда наш замечательный голос девается?
- К сожалению, начиная с трехлетнего возраста, у человека устанавливается неверная модель голоса. По разным причинам - например, слушая звук от удара по какому-нибудь предмету или от хлопка в ладоши, ребенок думает, что громкость звука зависит от прилагаемых усилий. Он начинает старательно управлять своим голосом, «давить» на него, напрягать горло и голосовые связки. В результате наш природный полос зажимается и теряет свои уникальные свойства. Но, к счастью, не насовсем. При помощи простых эффективных упражнений можно в любом возрасте его восстановить.

- А чем так плох голос, которым большинство из нас пользуется в обычной жизни?
- Под влиянием неверной модели голоса, в которой его возможности используются максимум на 10%, у нас возникают физиологические и психологические зажимы, которые резко понижают наш истинный потенциал. О том, что наша психика подавлена, можно судить хотя бы по тем фантастическим изменениям, которые наступают, когда человек вновь начинает правильно пользоваться своим голосом. Люди всерьез увлекаются вокалом, начинают танцевать, побеждают во всевозможных конкурсах. А самое главное, они успешно продвигаются в своей профессии. Уверенно выступают перед публикой, лучше ведут деловые переговоры и т.д. Голос всем помогает делать карьеру, способствует раскрытию творческих способностей и даже профилактике заболеваний.
К тому же ваш уникальный природный голос очень сильно отличается от того, которым вы привыкли говорить. Он красивого тембра, бархатистый, выразительный, с широким диапазоном, легко передает ваши мысли и эмоции. А по громкости, как я уже говорил, он способен перекрыть звучание симфонического оркестра.

- Наверное, наши читатели уже заинтригованы. Но как надо тренировать голосовые связки, чтобы добиться такого голоса?
- Прежде всего, поймите, что голосовые связки почти никакого отношения к голосу не имеют. Грубо говоря, они просто «шлифуют» звук, идущий из трахеи, а на силу звука никак не влияют. Когда людям удаляют гортань и связки, голос они не теряют, потому что источником голоса у нас является дыхательное горло - трахея. Подтверждение этому я нашел много лет назад, когда в одной диссертации прочел, как русский врач Илья Грузинов, вскрывая тела воинов, погибших в Бородинской битве, обнаружил, что удаленная трахея издает чистый сильный звук, когда через нее продувают воздух. В трахее есть особая пленка, которая колеблется при продувании воздуха.
Именно эти колебания, которые рождаются у нас глубоко в груди, и образуют человеческий голос. Надо только не сдавливать мышцы, а убрать с трахеи всякое напряжение. Так пел и Федор Иванович Шаляпин. Благодаря отсутствию денег на преподавателей он не научился петь связками и сохранил свой природный голос.

- В чем же отличие шаляпинского голоса?
- Шаляпин вообще не занимался своим голосом. Он брал ноты и пропевал свои партии мысленно, пока не выучивал. Вместо распевок он по утрам подражал рычанию своей любимой собаки Бульки, широко раскрывая гортань, чтобы она составляла одно целое с трахеей.
Но один из главных секретов голоса Шаляпина я открыл в 1994 году, когда понял, что для природного голоса требуется умение говорить и петь на малом дыхании. Так происходит, когда живот поджат и диафрагма приподнята вверх, создавая давление в бронхах. Шаляпин даже носил специальный бандаж, подтягивавший живот. При этих условиях голос рождается в трахее. Диафрагму при пении задействовать не надо.
Если же петь с глубоким дыханием, как это принято в общепризнанной вокальной школе Мануэля Гарсиа, брата Полины Виардо, то воздух остается внизу легких, трахея уже не используется, и звук будет слабее.

- Вы упомянули, что природный голос способствует профилактика заболеваний. С чем это связано?
- Вибрации нашего собственного природного голоса пронизывают организм от макушки до пяток. Все органы, которые попадают в зону этих вибраций, гармонично выстраиваются, все болезни лечатся. Об этом эффекте знал и пользовался им для лечения людей средневековый врач и мыслитель Парацельс, а до него - еще Пифагор. Когда человек тяжело болен, он интуитивно начинает стонать. И не надо этому препятствовать, это лечит его. Голос - защита организма.
У меня есть и свой большой опыт. Например, при болезни я за 2-3 часа просто голосом, на звук «а-а-а», могу снять температуру. Но уже лет 15 не болею. Как симптом какой-нибудь возникает, я сразу природным звуком пою минут по 15-20, и все проходит. Заживают раны, переломы. Самый тяжелый случай был однажды в круизе, когда я нырнул со 2-й палубы в море и сломал себе плечо. Перелом был закрытым, но опасным, врачи настаивали на срочной операции. Но я сразу же начал стонать и петь природным голосом по 7-8 часов в день. И когда через двое суток сделали повторный снимок, врачи не поверили своим глазам: кость вошла в сумку плеча, уже не требовалось ни операции, ни даже гипса! Только повязка. Через месяц все зажило.

- Если кто-то хочет восстановить свой природный голос по вашей системе, то какими должны быть первые шаги?
- Восстановление природного голоса надо начинать с примарного, то есть первичного тона. Это простейший звук, который слышен, когда вы без малейшего напряжения стонете: а-а-а, а-а-а, а-а-а. Вы кладете руку на грудь, чтобы усиливался сигнал, берете носом очень мало воздуха и издаете этот звук. Это не совсем выдох, потому что вы не замечаете, как идет воздух. Никакой струи воздуха быть не должно. Вы дышите едва заметно, как собака в жару, малым дыханием. При выполнении упражнения стоять надо прямо, почти по стойке «смирно», и живот обязательно поджат. Можно затянуть пояс, как Шаляпин - свой певческий бандаж. И дышите: а-а-а, а-а-а. Примарный тон - это центральный тон вашего природного голоса. Пока вы его не восстановили, результатов быть не может. А выработать его можно за два дня. И не надо думать о том, какую ноту брать.

- Что нужно одолеть, чтобы звучала трахея, а не связки?
- Всегда звучит трахея. Связки не могут давать звук, они слишком короткие. Их природная задача - не пропустить пищу в дыхательное горло, когда мы дышим. Уже потом, в ходе эволюции связки стали улучшать голос - это побочный эффект. Надо отрабатывать у себя малое дыхание, чтобы воздух поступал на связки в ничтожном количестве, и тогда звук будет рождаться легко, без всяких усилий: ха-а-а.
Когда у человека установился его природный голос на самом простом сигнале, мы начинаем интонировать. Представьте себе, что вы как будто находитесь после операции в больнице, хотите пить, но не говорите, а мычите с закрытым ртом: м-м, м-м. Но не на одной ноте, а с утвердительной и отрицательной интонациями. Вот у вас уже два природных тона. Многие даже просто используют их в разговоре, реагируя на чужую речь - согласием, удивлением и т.д. Звуки - это природные сигналы.

- Но как от этого перейти к речи и пению?
- Мы соединяем звуки сначала в междометия - «ой», «ай», потом в первые слова, убирая напряжение с языка, с губ - «Анна», «гамма». На этом можно выстроить всю артикуляцию. Кроме поджимания живота, еще один важный момент - открытие гортани, которую я называю вторым ртом. Открытие гортани происходит, когда вы зеваете. Это положение надо освоить: «к-к» - закрываем гортань, «а-а-а» - открываем. Напрягаем - расслабляем. Мне самому через это пришлось пройти, потому что у меня все было зажато, надо было выправлять. Итак, берем малое дыхание и интонируем. Но гортань должна быть постоянно открыта. Пока она закрыта, ничего не получится.
Речевая ступень в моей системе - основная. Сначала нужно научиться говорить, а потом уже петь. Разучиваются простейшие фразы для декламации, потом стихи.

- А если у человека плохая память?
- Дело не в количестве стихов или фраз, а в правильном звучании. Мозг наш устроен так, чтобы научиться на одной фразе. Поставить человеку голос можно на одном слове - «аллилуйя». Там почти все гласные, да еще работает язык. Известен случай, когда знаменитый бас Владимир Касторский потерял голос, хотел покончить с собой, а его друг голос ему восстановил, заставив три года подряд петь всего одну фразу: «Господи, помилуй».
Шаляпин, чтобы выстроить себе голос, пел даже бытовые фразы; например, каждое утро, заходя к отцу, пропевал: «Папаша, вставай чай пить!».

- Итак, взрослый человек в состоянии восстановить себе природный голос. Но можно ли сделать так, чтобы дети его не теряли?
- Безусловно, и начинать заниматься голосом человека надо еще до его рождения. Перинатальная психология даже рекомендует женщине воздействие на плод путем слушания музыки. Пение беременной женщины особенно благотворно для ее будущего младенца. Лучше всего напевать колыбельную, можно даже без слов, на «а-а-а». Если бы мамы уже в первые месяцы беременности напевали своим детям колыбельные, дети рождались бы куда здоровее.
И когда родится дитя, надо играть с ним в интонационные игры - побуждать к интонированию звуков. Тем самым и родители голос себе разовьют, и у ребенка образуется правильная модель пения, раскроются способности.

- Нужно ли ребенку ставить голос?
- Обязательно. До трех лет ребенок владеет голосом прекрасно. Пропевайте с ним различные гласные: например, «а-a-a, о-о-о». А до пяти лет родителям надо водить ребенка в группу развития голоса, чтобы из-за неразвитости голоса не тормозилось развитие его психики.
И одно важное предупреждение: не забывайте, что пение - это не физическая работа! Голосу противопоказано физическое напряжение. Нельзя изнурять его гаммами и упражнениями, как делал я в молодости под руководством известного педагога, в результате чего потерял голос полностью и потом много лет его восстанавливал.
Голос влияет на все наши физические и психические функции и может по праву считаться важнейшей составляющей человека.

Беседовал Александр Герц
Источник: natural-medicine.ru
Дохтор 12 апреля 2010 12 644 (2) Ашибка? =)
Информация оказалась полезной?
  • Да
  • Нет
  • Отлично! Тогда можете оставить отзыв или комментарий, а так же рассазать об этом материале своим друзьям
  • Посмотриет в метке: интервью, голос или впишите ниже то, что нужно:
Обсуждение
Отзывы, комментарии, вопросы и ответы
Уважаемые посетители Натуральной медицины! Данный сайт о натуральных и доступных методах лечения. Будьте осторожны! В комментариях бывает реклама. Невозможно всё отследить, не всегда понятно: совет человека искренний от души или рекламный. Даже если искренний, человек при этом может делать рекламу препарата не осознанно. А препараты бывают разные: не качественные, вредные, опасные, дорогие (хотя продаются дешёвые аналоги) и др.. Знайте об этом и думайте. А так же оценивайте комментарии других участников
  1. #1: Гость (7 июля 2010 12:25)

    Моя личная практика полностью подтверждает сказанное.
    Я, не знал о подобной методике, но понимал, что сначала надо научиться говорить, а потом петь. Нашел простые упражнения. Сейчас могу грудным голосом пропеть по 1 ноте от До2 до Доконтр. Правда певческий диапазон пока уже: Ляконтр - Сиb1. При этом мне 57 лет. Раньше голос был в пределах 1,5 октав.
    Пока занимаюсь по своей методике всего 1,5 мес.
    Не нравится 0 Нравится
           Ответить
  2. #2: Гость (6 октября 2010 16:30)

    Все говорит правильно кроме одного, связки для того чтобы не пропустить пищу в трахею))) полный профан, если не будет связок не будет голоса, потому что именно связки создает давление для звучания трахеи, учись Багрунов
    Не нравится 0 Нравится
           Ответить
Оставить отзыв, мнение, комментарий или вопрос
Имя: Можно войти за пару мгновений через:
E-Mail:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Поиск
Свежее
Объявления
Тесты
Подписка на свежесть
Опрос
Объявления от партнёров

Обратная связь | Реклама | Партнёры | Источники +
Карты сайта: XML и HTML | Последние комментарии | Поиск | О сайте
Натуральная медицина. 2007-2016.


Наверх