Дыхание, которое лечит

    Шрифт:
  • A
  • A
  • A
Дыхание, которое лечит
Когда мы говорим о чудодейственных свойствах дыханий, на ум сразу приходят загадочное дыхание йогов, дыхательные гимнастики Бутейко и Стрельниковой, которые и здоровым-то людям осваивать нелегко. A что делать, например, инвалидам – детям и взрослым? Как им использовать целительную силу дыхания? Рассказывает ст. н. с. кафедры диагностики и лечения тяжелых хронических заболеваний методами альтернативной медицины Всемирного университета гуманистов им. А.Д. Сахарова и Д.С. Лихачева, зав. лабораторией трудотерапии и технических средств оздоровления Марина ГАГАРИНОВА.
- Марина Владимировна, неужели какие-то дыхательные упражнения способны реально помочь тяжело больным людям?
- Как раз практически здоровые люди без специальных дыхательных упражнений могут и обойтись. Им хватает бега, катания на лыжах и коньках пр. А вот при различных хронических заболеваниях, болезнях опорно-двигательного аппарата и ДЦП, когда нормально двигаться человек не может, происходит также ослабление дыхательной функции. По мнению врачей, восстановление полноценного дыхания является одной из важнейших задач при реабилитации страдающих этими заболеваниями детей и взрослых. А использование для дыхательной гимнастики простейших поделок, сделанных своими руками – это еще и социальная адаптация инвалидов в обществе.

- Сегодня существует множество пособий и книг по дыхательной гимнастике. Как же выбирать упражнения?
- Выбирать дыхательные упражнения нужно, консультируясь с врачами, потому что нарушения дыхательной функции многочисленны, и не всегда то, что хорошо одному человеку, подойдет и другому. Тем не менее специалисты убеждены: каждый из нас может и должен тренировать дыхательную мускулатуру и учиться контролировать свое дыхание.
Дыхательные упражнения улучшают нервно-психическое состояние больных детей и взрослых, оказывают общее оздоровительное действие, активизируют защитные силы организма. Однако к условиям, в которых эти упражнения выполняются, врачи предъявляют определенные требования.
Прежде всего помещение для занятий дыхательной гимнастикой должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания. Во-вторых, необходим контроль за эффективностью упражнений. Он должен осуществляться врачами или медработниками. Об эффективности занятий мы судим по изменению заболеваемости наших пациентов респираторными вирусными инфекциями и др., а также исходя из педагогических наблюдений.

- Где вы берете тренажеры для занятий?
- Особенность наших тренажеров для дыхательных упражнений – в том, что эти простейшие конструкции и поделки легко сделать своими руками. Совместный групповой труд ведет к социализации и адаптации пациента в коллективе. Вы бы видели, с каким восторгом и увлечением не только дети, но и взрослые инвалиды, часто люди преклонного возраста, занимаются этим легким, приятным трудом! Благодаря игровой форме труда участники еще сильнее чувствуют свое единство, испытывают радость общения и творчества, а когда им что-то удается, преисполнены сознанием своей значимости.
Это тем более важно, что многие дети-инвалиды, попадающие к нам на реабилитацию, имеют задержку психического и речевого развития, а также нарушение координации движений и двигательно-моторных функций. У таких детей, как и у взрослых инвалидов, самооценка гораздо ниже, чем у здоровых сверстников. Им очень трудно устанавливать контакты с людьми, они застенчивы, часто страдают депрессивными состояниями. Трудотерапия в игровой форме оказывается очень эффективным способом преодоления этих состояний и самореализации, самораскрытия личности человека.

- В чем конкретно состоит эффект трудотерапии?
- Вспомним, что наши пациенты имеют физические нарушения, ограничены в развитии, социально не адаптированы. А трудовая терапия это активный метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности при помощи трудовых операций. С физической точки зрения она восстанавливает или повышает мышечную силу и подвижность в суставах, создает подходящие условия для того, чтобы больной научился использовать свои остаточные функции. В психологическом плане трудотерапия развивает внимание, усидчивость, успокаивает, вселяет надежду на выздоровление. А с социальной точки зрения это возможность для больного находиться в коллективе.
Взрослые инвалиды изготавливают простейшие приспособления для дыхательной гимнастики сами, а дети совместно с педагогом и родителями. Эти простейшие трудовые приемы развивают мелкую моторику пальцев, тренируют двигательную функцию, органы чувств и соответствующие участки мозга, заставляя организм активно включать процессы самовосстановления.
Но главный оздоровительный эффект все-таки производят положительные эмоции, вызываемые сочетанием трудотерапии с дыхательными упражнениями в игровой форме.

- А как удается совмещать трудотерапию с игровыми моментами и лечебным дыханием?
- Для этого мы вместе с пациентами создаем поделки, которые в домашних условиях могут служить приспособлениями для дыхательных упражнений. Они крайне просты в изготовлении и не требуют дополнительных затрату но вместе с тем являются реальными техническими средствами.

- Приведите, пожалуйста, конкретные примеры.
- Ну, например, можно подвесить за нитку к люстре обычный воздушный шарик, или несколько на разной высоте. Берем соломинку или трубочку для коктейля и дуем на шарик. Струя выдыхаемого воздуха отклоняет его то в одну, то в другую сторону.
Или другой пример: поделка, которую сами дети назвали «свистулька не свистящая». Вы помните пластмассовые или деревянные свистки, которые в нашем детстве можно было купить в игрушечном магазине? Дети в них с удовольствием свистели и развивали дыхательную мускулатуру. Так вот, простейшую свистульку, которая не свистит, можно сделать своими руками из обычной пластиковой бутылки емкостью 0,5 л. Срезаем у бутылки низ и закрываем его любой сеточной, закрепляя скотчем. В пробке делаем отверстие, куда плотно вставляется трубочка для коктейля, а внутрь насыпаем шарики из фольги. Теперь переворачиваем бутылку пробкой вниз и дуем в трубочку: шарики поднимаются вверх и удерживаются в струе воздуха: чем длиннее выдох, тем дольше можно соревноваться на время. Это весело, к тому же замечательное дыхательное упражнение.

- Эти и аналогичные упражнения направлены на тренировку выдоха. А есть ли такие, при которых тренируется вдох?
- Упражнения для тренировки вдоха нужны нам ничуть не меньше. Вот одно из наиболее эффективных – оно называется «перекачка воды». Для него нужны две одинаковые пластмассовые бутылки с крышками, емкостью от 0,5 до 1 л. В одной крышке делается два отверстия, в другой – одно. Обе бутылки соединяются между собой посредством медицинских трубок для капельницы, которые можно купить в аптеке. Бутылка с двумя отверстиями остается пустой; другую бутылку наполняем водой. В крышку пустой бутылки вставляем неглубоко (около 1 см) один конец трубочки, другой ее конец пропускаем в бутылку с водой до самого дна. Вторая медицинская трубочка вставляется через второе отверстие в пустую бутылку, свободный конец остается снаружи. Задача участника – делая вдох, перекачивать воду из одной емкости в другую. Упражнение увеличивает жизненную емкость легких, к тому же человек снимает стресс и отвлекается от навязчивых мыслей. Но есть еще одно устройство, дающее аналогичный эффект.

- Тоже из бутылок?
- Да, только у него больше объем, и для взрослых оно подходит лучше. Берем две пластиковые бутылки различной емкости (5 л. и 2 л.). Большую бутылку обрезаем сверху (не до конца). В маленькой бутылке отрезаем дно, а в ее крышке делаем отверстие и вставляем медицинскую трубку от капельницы. Теперь маленькую бутылку вставляем в большую, внутрь которой наливаем воду на 1/2 или 1/3 объема. Когда мы делаем вдох через трубочку, вода из большой бутылки заполняет маленькую. Это и тренировка дыхательной системы, и способ посмотреть, как развиты легкие – насколько быстро способен человек перекачивать воду как по времени, так и по объему.
Обратите внимание: если инвалид и не в состоянии сам сделать это приспособление, то вполне может украсить бутылку аппликацией, закрепив скотчем. Человек видит, что может делать простое, нужное и полезное дело своими руками; эта работа становится для него творчеством и способом социальной адаптации.

- Расскажите, пожалуйста, в какие игры можно играть с ребенком, у которого проблемы с моторикой пальцев?
- Можно организовать воздушный футбол. Вам потребуется обычный стол. С двух сторон вы ставите ворота из любых предметов, например, книг, или приклеиваете к столу скотчем параллельно друг другу две трубочки от коктейля. Предложите ребенку самому сделать из бумаги, сминая ее в комок, маленький мячик. Теперь по очереди, дуя в коктейльные трубочки, забивайте голы в ворота друг друга. Это одновременно игра и дыхательное упражнение. К тому же оно способствует координации внимания, снимает нервное напряжение, помогает адаптироваться в кругу близких людей.
Аналогичная игра под названием «Дуйбол» даже рекомендована к использованию в проекте «Здоровье нации». Это настоящая дыхательная атлетика.

- Как же играют в «Дуйбол»?
- Изобретатель этой игры Николай Адащик задумал ее для развития силы легких у здоровых взрослых и детей, для веселого досуга и даже для проведения всемирных соревнований в личном и парном разряде. Суть в том, чтобы в специальном устройстве дуть на шарик с противоположных сторон, стараясь победить партнера. При этом в работу включаются все элементы дыхательной мускулатуры, то есть «Дуйбол» - это соревновательный вариант дыхательной гимнастики. Но у игры есть и противопоказания: она не рекомендуется людям, страдающим синдромом нейрогенной гипервентиляции, обмороками, эпилепсией.

- Как же можно предлагать ее заведомо не слишком здоровым людям?
- Мы видоизменили эту игру, и в таком виде ее можно использовать даже для инвалидов – детей и взрослых. На двух концах стола устанавливаются «ворота» - книги. От одних до других ворот по всей длине стола из книг сооружается «коридор» шириной, допустим, 20 см. Книги располагаются параллельно. В середине коридора ставится легкий шарик (например, для настольного тенниса). Участники игры, сидя в инвалидных колясках или на стульях, по очереди дуют на шарик, стараясь загнать его в ворота на противоположной стороне стола. Участников можно разделить на две команды, а шарик сделать своими руками, использовав «кольца Борромео».

- Напомните, что это такое.
- Кольца Борромео – это несколько одинаковых колец, вырезанных из пластмассовых бутылок (ребрышки), вставленных одно в другое и переплетенных одним разрезанным и вновь соединенным кольцом. Поворачивая их друг относительно друга, можно сделать легкий и довольно упругий мячик. Оживить игру можно, уменьшая ширину коридора до 12, 10 см, расставляя книги зигзагом. Такая игра не только тренирует легкие, но и дает позитивный настрой, снимает психическую напряженность и способствует процессу реабилитации.

Беседовал Александр ГЕРЦ
Источник: natural-medicine.ru
Дохтор 1 декабря 2009 11 891 (0) Ашибка? =)
Информация оказалась полезной?
  • Да
  • Нет
  • Отлично! Тогда можете оставить отзыв или комментарий, а так же рассазать об этом материале своим друзьям
  • Посмотриет в метке: дыхание или впишите ниже то, что нужно:
Оставить отзыв, мнение, комментарий или вопрос
Имя: Можно войти за пару мгновений через:
E-Mail:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Поиск
Свежее
Объявления
Тесты
Подписка на свежесть
Опрос
Объявления от партнёров

Обратная связь | Реклама | Партнёры | Источники +
Карты сайта: XML и HTML | Последние комментарии | Поиск | О сайте
Натуральная медицина. 2007-2016.


Наверх