Как общаться с ребенком и как воспитывать

    Шрифт:
  • A
  • A
  • A
Как общаться с ребенком и как воспитывать
Гармоничные, ровные отношения с ребенком — необходимое условие его полноценного развития. Есть один общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить такие отношения оказываются неудачными. Принцип этот - безусловное принятие.
В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят только если... Причина такого широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере родителей, что награды и наказания - главные воспитательные средства. Но вот беда: эти средства
далеко не всегда безотказны, а чаще всего просто не работают.
Есть такая странная закономерность: чем больше ребенка воспитывают наказанием, тем хуже он становится. Почему это происходит? А потому, что воспитание - не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Психологи давно доказали, что потребность в любви - одна из фундаментальных человеческих потребностей и ее удовлетворение совершенно необходимо для нормального развития. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку (не только на словах, но и всем своим поведением), что он вам нужен, дорог, важен, любим не за что-то, а просто за то, что он есть.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир настоятельно советовала обнимать ребенка четыре раза в день, подчеркивая, что эти знаки безусловного принятия нужны ему просто для выживания. А для хорошего самочувствия ему требуется не менее восьми объятий в день! Они питают его эмоционально, помогая развиваться психологически правильно. Между прочим, такие «нежности» необходимы и взрослому, ребенку же - особенно.
Мать одной девочки, страдавшей неврозом, пожаловалась врачу: «Представляете, дочь сказала, что она чувствует себя самой большой неприятностью в нашей семье». Попробуем представить, сколько же раз слышала эта девочка, что она «плохая», «всем надоедает», «сущее наказание»... И все пережитое воплотилось в ее неврозе.
Мы далеко не всегда следим за своими обращениями к детям. Мальчишка однажды убежал из дома, написав в записке, чтобы его не искали: «Вы же сами сто раз говорили, что вам без меня лучше». Дети понимают нас буквально, потому что они сами абсолютно искренни в своих чувствах и наделяют этой искренностью любые слова, сказанные взрослым.
Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «Меня не любят». Доводы родителей типа: «Я же о тебе забочусь!» или «Ради твоей же пользы» дети не воспринимают. Точнее, они слышат сами слова, но не их смысл. У детей своя, эмоциональная логика. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый, раздраженный, то ребенок ощущает себя «плохим», а значит - несчастливым.
Давайте посмотрим, во что развивается «комплекс неприятия» по мере взросления наших детей. Вот отрывок из рассказа 14-летней девочки. «У меня самые нелюбимые дни - суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня постоянно ругает. Она хочет сделать из меня хорошего человека, но я чувствую себя несчастной. Мне надоело так жить».
Обида, одиночество, а порой и отчаяние звучат в рассказах других ребят. Они говорят о том, что родители их «не понимают», «все время кричат», «не говорят по-человечески». Этими проблемами делятся дети, в основном, 13-14 лет. А те, кто постарше, уже очерствели. Они просто избегают родителей, уходят на улицу, в компании. Мне написала десятиклассница: «Идешь домой и думаешь: «Хоть бы родителей не было дома..». В воскресенье в голове: «Куда бы уйти, чтобы их не слышать!»
А что чувствуют родители? У них не меньше горечи и обид: «Не жизнь, а одно мучение...», «Иду домой как на поле битвы...», «По ночам перестала спать - все плачу...»
Поверьте, даже если дело дошло до таких крайностей, еще не все потеряно: именно родители могут вернуть мир в семью. Потому что у взрослых больше мудрости, жизненного опыта, способности себя контролировать.
Какие же причины мешают родителям безусловно принимать своего ребенка и показывать ему это? Пожалуй, главная из них - это настрой на «воспитание». Вот типичная реплика мамы: «Как же я буду его обнимать, если он и за уроки не садился? Сначала дисциплина, а потом уже доброе отношение». И мама встает на путь критических замечаний, напоминаний, требований. Причем ей известно, что ребенок, вероятнее всего, отреагирует всевозможными отговорками, а то и открытым сопротивлением. Но мама подчас уже не может выйти из замкнутого круга взаимного недовольства, нарастающего напряжения, бесконечных конфликтов. Где же ошибка? Ошибка была в самом начале: дисциплина не «до», а «после» установления добрых отношений, и только на базе их.
Есть, конечно, и другие возможные причины эмоционального непринятия ребенка. Иногда родители о них даже не подозревают, иногда их осознают, но стараются заглушить свой внутренний голос. Причин таких много. Например, ребенок появился на свет, скажем так, незапланированным. Или мечтали о мальчике, а родилась девочка. Часто случается, что ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Скрытая причина может стоять и за усиленным «воспитательным» настроем родителя. Ею бывает стремление компенсировать свои жизненные неудачи и неосуществившиеся мечты. Но в любом случае сам ребенок ни в чем не виноват.
Меня часто спрашивают родители: «Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна на него сердиться?»
Отвечаю: нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но особым образом. Можно быть недовольными отдельными поступками ребенка, но не им самим. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства,
какими бы нежелательными и даже непозволительными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для них есть основания. И эти основания надо понять.
Но главное, недовольство не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие. Ребенок почувствует это сразу, и тогда наладить отношения будет очень трудно.
Давайте посмотрим, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого попробуйте в течение дня подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упреками, критикой, замечаниями). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то в вашей семье не все благополучно или, скажу жестче, вы не умеете обращаться со своим ребенком, и ему очень плохо.
Представьте себе, что вы встретили знакомого. Вы идете ему навстречу, улыбаетесь, говорите добрые слова и тактично избегаете в разговоре всего, что может задеть или обидеть собеседника. Теперь представьте, что перед вами ваш ребенок, который приходит из школы. Вы должны встретить его еще теплее: это самый дорогой для вас человек, только очень маленький и особенно нуждающийся в ласке и поддержке, в ощущении, что его ждут и любят. А между тем часто ли мы встречаем собственного ребенка хотя бы так же, как просто знакомого?
Чаще обнимайте своего ребенка (обычное утреннее приветствие и дежурный поцелуй на ночь не считаются). Через какое-то время вы обратите внимание, как он изменился: стал добрее, спокойнее, приветливее, радостнее. Только дети, да еще животные очень быстро реагируют на любовь без всяких условий.
Помните, что любое наказание ребенок чаще всего воспринимает как сообщение: ты плохой, неправильный. Душевная копилка ребенка «работает» непрерывно, и чем он младше, тем значительнее воздействие того, что мы в нее бросаем. К счастью, с маленькими детьми родители более ласковы и внимательны. Но по мере взросления ребенка «воспитательная» струна начинает звучать все сильнее. И порой мы вообще перестаем заботиться о том, что же накапливается в его сокровищнице самооценки: светлые дары нашего тепла и любви, принятия и одобрения - или тяжкие камни окриков, критики, наказаний.
Я была знакома с очень доброй женщиной, матерью троих детей. В ее присутствии проблемы становились проще, а атмосфера - радостнее. Однажды я спросила ее: «Откуда в тебе столько доброты?» И получила ответ: «Все очень просто: с самого рождения я всегда чувствовала, что очень дорога маме и папе. Теперь я просто возвращаю то, что получила от любящих родителей».

Юлия Гиппенрейтер,
профессор МГУ
Журнал «Будь здоров»
Источник: natural-medicine.ru
Дохтор 11 августа 2010 3 705 (0) Ашибка? =)
Информация оказалась полезной?
  • Да
  • Нет
  • Отлично! Тогда можете оставить отзыв или комментарий, а так же рассазать об этом материале своим друзьям
  • Посмотриет в метке: воспитание или впишите ниже то, что нужно:
Оставить отзыв, мнение, комментарий или вопрос
Имя: Можно войти за пару мгновений через:
E-Mail:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Поиск
Свежее
Объявления
Тесты
Подписка на свежесть
Опрос
Объявления от партнёров

Обратная связь | Реклама | Партнёры | Источники +
Карты сайта: XML и HTML | Последние комментарии | Поиск | О сайте
Натуральная медицина. 2007-2016.


Наверх