Что нужно знать для правильного развития ребенка

    Шрифт:
  • A
  • A
  • A
Что нужно знать для правильного развития ребенка
Моей внучке 3 года. Мне кажется, во дворе она «переросла» своих сверстников: не только хорошо говорит, но и умеет считать, причем мы с ней выучили даже «обратный счет». Думаю, она еще и музыкальный ребенок - «точно» подпевает, неплохо двигается, пытаясь танцевать. Расскажите, как рано можно определить, какие способности у ребенка стоит развивать? Как правильно их развивать? Может, стоит отдать в какой-нибудь развивающий центр, поскольку в садик есть возможность не ходить?
Е.М. ЯКОВЛЕВА,
г. Оренбург
Сегодня родители и заботливые бабушки все чаще стремятся как можно раньше определить и развить способности ребенка. Да и возможностей для этого стало значительно больше. Сегодня, например, не встретишь ребенка из благополучной семьи, к школе не умеющего читать. Таблица умножения для них к первому классу - тоже давно пройденный этап. Более того, школу с самого начала многим приходится сочетать с занятиями в других местах. Кого-то родители уже давно водят на музыкальные занятия, кого-то - в спортивные секции. Другие параллельно с родным русским осваивают иностранный язык. Да так, что становится непонятно, каким, на самом деле, языком ребенок владеет лучше.

Об особенностях раннего детского развития рассказывает детский психолог, вице-президент фонда «Социальная психологическая помощь семье и ребенку» Ирина МЕДВЕДЕВА:

- Когда спрашивают, насколько рано и как правильно можно определить способности ребенка, это уже подразумевает, что родители внутренне готовы к таким экспериментам и хотят начать их как можно раньше. Но стоит ли торопиться? Вообще-то способности ребенка проявляются сами и их невозможно не заметить. Важно лишь делать правильные выводы.
То, что связано с бессловесной сферой, или, по словам академика Павлова, является «первой сигнальной системой», окружающие замечают раньше. Например, способности ребенка к музыке. Он совсем маленький - только научился стоять на ножках. Но при звуках музыки начинает двигаться в такт. Потом он чуть-чуть подрастает и слышит, как взрослые поют. Он начинает подпевать и делает это удивительно для своего возраста правильно. Даже если ребенок просто любит слушать музыку, уже можно предположить, что у него есть определенные музыкальные способности.
Но бывают способности «второсигнальные». Вторая сигнальная система развивается позже: она связана со словом, с мышлением. Например, способность к лингвистике. Или способность к математике. Хотя бывает, что лингвистические способности определяются сразу после того, как ребенок учится говорить. Как правило, такие филологически или лингвистически одаренные дети начинают очень рано говорить и быстро переходят от отдельных слов к предложениям, причем сложноподчиненным. Еще любят играть со словами.
С таким лингвистически способным ребенком я столкнулась сама - как мама. Дочь заговорила в год, и сразу - предложениями. Она бесконечно играла «в слова», причем никто эти занятия специально не стимулировал. Ей легко давался русский язык, а позднее – языки иностранные. Но все это было потом. А если говорить про раннее развитие, то было видно, что ребенок - «словесник». Ей интересно было разговаривать, строить сложные фразы, образовывать новые слова. Сейчас она, кстати, занимается структурной лингвистикой.
Если вернуться к первым способностям малышей, к реакции на это родителей... В случае со своей дочерью я никогда не старалась ее увлечению придать подчеркнуто серьезный характер. И много лет назад, и сейчас тем более, я считала и считаю, что родители излишне озабочены как можно более ранним определением способностей своих детей. Почему? Это очень редко бывает полезно для ребенка.
Да, бывает, мне возражают родители. Например, у ребенка явный музыкальный дар. Конечно, если думать о его профессиональной судьбе, то надо как можно раньше отдать его в музыкальную школу. А с другой стороны, раннее специальное обучение, как правило, мешает общему развитию.
Особенно это видно на тех детях, которым рано прочат карьеру шахматистов. Может быть, потому, что дети, склонные к шахматам, и без того часто имеют определенные странности характера? Например, они с трудом общаются с людьми. Казалось бы, научить их общению - очень благородная и не менее трудная задача, чем шахматы. Но родители считают: если в 4-5 лет ребенок сел за шахматы, если профессиональные тренеры говорят о его способностях, то надо его скорее учить! Одновременно они полностью перекрывают ребенку возможность общения с людьми, со сверстниками...
Или дети, которые хорошо рисуют. Да, хочется такого ребенка скорее отдать в художественную студию или нанять ему педагога. А с другой стороны, бывает, у художественно одаренных детей не очень развита словесная сфера. Это ребенок чувственного восприятия. И выражать свои мысли словами он не очень умеет. Да, из этого правила бывают исключения. Но стоит ли ставить эксперимент в самом раннем возрасте? Не лучше ли немного подождать? Родители восторгаются: ребенку проще нарисовать, чем сказать. На самом деле, это повод не гордиться, а задуматься...
Раннее развитие детских дарований - палка о двух концах. Я много общаюсь с детьми, причем и с теми, которые с самого раннего возраста занимаются в различных кружках. Увы, у таких детей я часто вижу так называемое «неразвитое сердце». Они настолько заняты, почти как взрослые люди, профессиональной подготовкой, настолько сконцентрированы на себе и своих успехах, что в них проявляется повышенный эгоцентризм. А что такое повышенный эгоцентризм, повышенное внимание к себе? Это неизбежно пониженное внимание к окружающим.
Я уверена: определить способности ребенка довольно просто. Для этого не нужны специальные тесты и помощь психологов. Более того, эта платная «помощь» часто потом не подтверждаются. Надо больше доверять своим родительским наблюдениям. Способности у ребенка, какие-то раньше, какие-то позже, обязательно проявятся сами. Определив их, родителям надо сто раз подумать, что важнее: вырастить музыканта, спортсмена, художника или, в первую очередь, сосредоточиться на воспитании его человеческих качеств?
Я уверена: важно сначала душу развивать. Но сегодня родители не обращают на это должного внимания. Многие заражены «зудом» лидерства и считают, что ребенок должен достичь того, что не удалось им. Да, это излишнее увлечение ранним определением дарования соответствует сегодняшнему времени, но совершенно не соответствует традиционным нравственным устоям. Всегда считалось, что главное достижение родителей - это вырастить хорошего человека. А хороший человек, по понятиям, принятым в нашей культуре, не должен быть сконцентрирован на лидерстве и личных победах. Потому что личная победа всегда связана с поражением рядом стоящего.
Я вижу много невротизированных детей именно в тех семьях, где делается ставка на развитие вундеркинда. Почему? В детях, несмотря ни на что, сохраняется «незатушеванной» генетическая память. Да, на уровне сознания ребенок подчиняется воле родителей, желающих уже в 7 лет сделать из него выдающегося музыканта или математика. Но глубины его души очень часто против этого протестуют. От него ждут достижений и побед, а ему этого не хочется. В результате - нервные срывы. Ведь «спортивный характер» редко у кого встретишь.
Что делать? Немного подождать. Потому что любому нормальному ребенку, в первую очередь, интересно играть. Но не на скрипке или фортепиано. Играть в игрушки, игры, и обязательно - со сверстниками. Это очень важный аспект в развитии ребенка. Многие стороны характера человека, его способностей развиваются именно в играх. В общении со сверстниками. А общения лишать нельзя ни ради чего.
Это, если хотите, полностью лежит в традиции русской культуры. Потому что в России принято быть широко образованным человеком, иметь разносторонние интересы. А у «узкопрофилированного» вундеркинда вряд ли появятся разносторонние интересы. В этом плане мне больше импонируют родители, которые позволяют ребенку «увлекаться»: сегодня он увлекается танцами, завтра - химией, послезавтра отправляется в спортивную секцию. Но главный принцип все равно должен быть неизменным: «не ставить» на ребенка, как на лошадь на скачках. Потому что такое отношение может его невротизировать. Оставляйте ему и свободу выбора увлечений, и свободу для собственной деятельности - игр и общения.
И еще немаловажное замечание. Предположим, родителям удалось правильно определить вектор интересов и способностей ребенка. С какого возраста стоит развивать их? Раньше 5-6 лет все-таки не стоит. Иначе его психика классно-урочную систему занятий может не выдержать. На занятиях для определенных упражнений отводится четкое время, подаются достаточно строгие команды. Многие дети от этого начинают страшно нервничать. Просто потому, что еще не очень хорошо ориентируются и боятся ошибиться. А ошибки приводят к новым срывам.
Еще полезнее, мне кажется, начать заниматься развитием способностей ребенка со школьного возраста. Причем с традиционно школьного возраста - 7-8 лет. Да, уже в 5-6 многие дети интеллектуально готовы ко многому, но психологически они не подготовлены. Пусть лучше сначала привыкнут к школьному ритму, а чуть позже начинают осваивать «неурочные» знания.
Источник: natural-medicine.ru
Дохтор 11 сентября 2009 5 956 (0) Ашибка? =)
Информация оказалась полезной?
  • Да
  • Нет
  • Отлично! Тогда можете оставить отзыв или комментарий, а так же рассазать об этом материале своим друзьям
  • Посмотриет в метке: умственная активность или впишите ниже то, что нужно:
Оставить отзыв, мнение, комментарий или вопрос
Имя: Можно войти за пару мгновений через:
E-Mail:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Поиск
Свежее
Объявления
Тесты
Подписка на свежесть
Опрос
Объявления от партнёров

Обратная связь | Реклама | Партнёры | Источники +
Карты сайта: XML и HTML | Последние комментарии | Поиск | О сайте
Натуральная медицина. 2007-2016.


Наверх