Примерное время прочтения: ~
Малыш пронесся по нашему кабинету, как ураган. Казалось, что одновременно он присутствует в нескольких местах. Он лез повсюду, хватал все, что попадалось под руку, задавал вопросы и, не дожидаясь ответа, мчался дальше. Особенно приглянулся ему черный факсовый аппарат, стоявший на столе. Он был новый, поэтому директор им очень дорожил. Когда ребенок потянулся к нему в десятый раз, директор не выдержал и сделал ребенку замечание, но тот не реагировал. В глазах у мамы, которая привела сына на консультацию, застыл испуг, и она только страдальчески повторяла: «Валерик, не надо... Валерик, не трогай...»
Гиперактивный ребенок искренне хочет сдержаться, но не может. В его поведении нет злого умысла - он собой действительно не владеет. Наоборот, это им владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой неизвестно куда бурным потоком. Конечно, каждый ребенок может на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние. (Кстати, по оценкам ученых, мальчиков среди гиперактивных детей больше, чем девочек.)
Своевольные же дети вполне могут сдерживаться, но не считают это нужным. При незнакомых людях они ведут себя гораздо спокойнее, чем с домашними. А если где-нибудь капризничают, например в магазине, когда им отказывают в очередной покупке, то просто оттого, что уверены в своей безнаказанности: мама при посторонних не посмеет их наказать. Но если вдруг получат отпор, то быстро отступают.
Гиперактивные дети на людях ведут себя гораздо хуже, чем дома: контакты с чужими людьми действуют на них растормаживающе. В отличие от своевольных (строптивых) детей, умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует каких-то конкретных целей, он вовсе не хочет «щекотать» нервы родителям и искренне не понимает, к чему могут привести его действия. Например, он может выбежать на проезжую часть, играть с острыми предметами и т.д.
Гиперактивным детям обычно ставят диагноз - минимальная мозговая дисфункция. Это остаточные явления органического поражения головного мозга, возникшего, например, при тяжелом токсикозе или при резус-конфликте, когда ребенок еще находился в утробе матери, или во время родов. Задаваться вопросами в кого он такой? и кто виноват? бесполезно, наследственность здесь ни при чем, и винить никого не стоит. Лучше сплотиться вокруг «трудного» малыша и сделать все, чтобы исправить его поведение.
По моему убеждению, самый трудный детский возраст - вовсе не переходный, а от года до двух с половиной лет, когда малыши уже бегают, им все интересно, они всюду лезут, но соображения у них еще маловато. Большинство детей этого возраста находятся в постоянном движении, а матери - в постоянном напряжении. К трем годам ребенок обычно становится спокойнее. Матери гиперактивных детей и после трех лет не могут расслабиться ни на минуту.
Помню, в три года моему младшему сыну Феликсу сделали небольшую операцию, и он сутки вынужден был провести в постели. Когда разрешили встать, он сделался неуправляемым. Ничего не слыша и не видя, он с быстротой звука носился по коридору, и его лицо, обычно лукавое и смышленое, напоминало застывшую маску. Я испугалась. Пыталась взять его на руки - он вырывался, отбиваясь ногами и руками. Сколько продолжалась наша борьба, я не помню, но когда ребенок наконец затих, я была совершенно измучена. Феликс спал, а я с ужасом думала: «Неужели это повторится снова?» К счастью, наутро его гиперактивность исчезла как наваждение.
В зависимости от особенностей собственной психики, матери реагируют на подобный стресс, особенно если он постоянный, по-разному. У одной включается защитное торможение: «конь-огонь» будет стоять на голове, но ее это вроде бы не касается. Другая мама, наоборот, все время начеку, нервничает и передает свою нервозность ребенку. Оба стиля поведения неправильны, неконструктивны.
Как же вести себя с гиперактивным ребенком? Самый оптимальный вариант - когда родители безоговорочно принимают своего малыша, беззаветно любят его, но проявляют при этом, скажем так, ласковую строгость. И об этом имеет смысл поговорить подробнее.
Прежде всего надо понимать, что такой ребенок болен. Но классический образ больного прямо противоположен - ребенок лежит в постели, он вял и пассивен. Этот стереотип настолько прочно внедрен в наше сознание, что мы не можем от него отрешиться и не видим в поведении гиперактивного ребенка болезнь, поэтому и предъявляем к нему те же требования, что и к здоровому.
Далее, необходимо максимально упорядочить его жизнь. Как никому другому, ему нужно строго соблюдать режим дня. Здесь родители должны проявить твердость и решимость. Полезно вывесить на стене подробный распорядок дня и апеллировать к нему, как к данности, не зависящей от вашей воли. На многих дошкольников это действует мобилизующе. При этом следует делать поправку на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, «тормозной» путь длиннее обычного. Поэтому, если пора заканчивать игру, не требуйте, чтобы он это делал немедленно, а предупредите заранее, что время истекает. Вообще таким детям приходится напоминать все по несколько раз. Это их особенность, с которой необходимо считаться.
Особо возбудимому ребенку следует тщательно дозировать впечатления. Избыток впечатлений, даже приятных и ярких, для него тоже вреден. Но совсем лишать его развлечений и походов в интересные места нельзя. Однако если родители видят, что ребенок начинает перевозбуждаться, лучше сразу уйти. При этом неважно, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Пообещайте ребенку, что придете еще раз. Пусть у него сохранятся приятные воспоминания о том, где вы были вместе.
Строгая дисциплина требуется и от родителей. Они должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения. Это очень важный аспект домашней терапии. Важно научиться «ловить» тот момент, когда гиперактивный ребенок начинает болезненно возбуждаться. Это требует от родителей особого внимания, но его вполне возможно натренировать - ведь когда-то вы умели по плачу своего малыша точно определять его желания. Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени и, покачивая, как маленького, пошепчите ему в такт что-нибудь успокаивающее и приятное. Повторение слов создает ритм, слегка завораживает, а телесный контакт с мамой хорошо расслабляет.
Детей 4-5 лет в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог на постороннюю, но интересующую ребенка тему. Задавайте простые вопросы, требующие простых ответов. С любыми детьми важно существовать в режиме диалога, а с гиперактивными - особенно. К сожалению, именно с ними взрослые, как правило, изъясняются в режиме команд либо разражаются длинными эмоциональными монологами.
Работая с гиперактивными детьми, нужно обращать особое внимание на обучение не счету или письму, а осмыслению происходящего учить думать, правильно интерпретировать свои действия, мысли и чувства, а также чувства других людей. Для этого очень хорошо подходит домашний кукольный театр - ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные, адекватные модели поведения. В кукольных сценках можно проигрывать самые разные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки по ходу действия должны усложняться, становиться более разнообразными, обрастать сказочными или приключенческими подробностями.
Детский сад гиперактивным детям противопоказан. Лучше даже и не пробовать, чтобы не наносить ребенку душевную травму. Ему вообще нельзя общаться с большим количеством детей. Приглашайте домой одного, максимум двух детей и держите игры под контролем, чтобы при необходимости быстро вмешаться и не дать разгореться конфликту. Но как же приучать его к коллективу? Всему свое время. Для гиперактивного ребенка важнее всего общение с ласковой, терпеливой мамой.
Обучая и развивая ребенка, его нужно обязательно заинтересовывать самим процессом. Его интересы очень нестойки. В силу своих особенностей он не может долго удерживать внимание на одном деле. Поэтому необходимо чередовать виды деятельности, привносить в процесс что-то новое, подкрепляя его интерес самыми разными способами.
Тот самый Валерик, с которого начался мой рассказ о гиперактивных детях, не мог удерживать свое внимание больше нескольких минут, поэтому мы с ним устраивали многочисленные перерывы в занятиях, разрешали просто побегать, а когда он подбегал к столу, там каждый раз «возникало» что-то новое: игрушки, рисунки, книжки. Но главная цель оставалась неизменной: я тренировала его внимание, учила диалогу. Постепенно паузы укорачивались, Валерик становился усидчивее, и когда его включили в группу детей, он неплохо выдерживал получасовые занятия.
Поскольку у всех гиперактивных детей очень рассеянное внимание, нужно постараться, чтобы во время занятий их ничего не отвлекало. Американский врач Д. Рэншоу советует при работе с такими детьми оставлять письменный стол совсем пустым и ставить его у однотонной стены, а также избегать при оформлении детской комнаты или детского уголка ярких красок и сложных орнаментов. Школьники должны готовить уроки в полной тишине, а малышам не следует сдавать сразу много игрушек.
С гиперактивными детьми нужно быть очень внимательными и в мягкой форме объяснять обычные нормы поведения. Но все равно, пока ребенок не приобретет собственного опыта, предупреждения взрослых на него не подействуют. Классический пример: малыш упорно тянется к горячему чайнику или кастрюле с кипятком. Можно сто раз повторять слово «нельзя», но все-таки лучше, соблюдая максимум осторожности, дать ему потрогать горячий чайник - малыш почувствует боль. Такой урок большинство детей усваивают с первого раза.
Частая ошибка родителей и педагогов заключается в том, что от гиперактивного ребенка требуют одновременно сосредоточенности, усидчивости и внимания, то есть возлагают на него триединую задачу, с которой не каждый взрослый в состоянии справиться. А ведь именно эти качества у детей в дефиците.
Гораздо полезнее тренировать каждое качество в отдельности. Если вы предлагаете ребенку игру, требующую сосредоточения, не ограничивайте его в активных движениях. Развивая усидчивость, не требуйте активного внимания. И наоборот, когда ребенок учится быть внимательным, не нагружайте его интеллектуально. Ну и конечно, гиперактивным детям надо давать возможность выплеснуть свою энергию. Приобщайте их к разным видам спорта, учите их танцевать, кататься на коньках, отведите в бассейн. Но не следует записывать их в спортивные секции, где тренеры ориентированы на достижение результатов и добиваются жесткой дисциплины - для таких детей это будет чрезмерной нагрузкой, вредной для здоровья.
Консультируйтесь со специалистом (врачом) перед использованием методов лечения с нашего сайта. Возможны противопоказания.
Источник: natural-medicine.ru
71 967 (6) Ашибка? =)
Информация оказалась полезной?
- Да
- Нет
- Здорово! Зарегистрируйтесь или войдите через: , чтоб оставить отзыв, комментарий или вопрос. А так же сохраните или расскажите об этом материале своим друзьям в социальной сети:
-
Посмотрите ещё статьи и рецепты по меткам: гиперактивность, или почитайте в категории Лечение детей, или впишите ниже:
Ещё по теме
Обсуждение
Отзывы, комментарии, вопросы и ответы
Уважаемые посетители Натуральной медицины! Данный сайт о натуральных и доступных методах лечения. Будьте осторожны! В комментариях бывает реклама. Невозможно всё отследить, не всегда понятно: совет человека искренний от души или рекламный. Даже если искренний, человек при этом может делать рекламу препарата не осознанно. А препараты бывают разные: не качественные, вредные, опасные, дорогие (хотя продаются дешёвые аналоги) и др.. Знайте об этом и думайте. А так же оценивайте комментарии других участников
Информация
Бутерброды с сельдью, килькой или другой рыбой рекомендуется делать с ржаным или черным хлебом.
читать далее
Бутерброды с килечным маслом
Нормальная кожа лица, как и проблемная, нуждается в регулярном уходе. Для ее отбеливания предлагается несколько раз в неделю делать маски на основе зелени петрушки.
читать далее
Отбеливающая маска из петрушки для нормальной кожи
В наше время супы не в моде. Балом правит фаст-фуд. На приготовление наваристых бульончиков просто не хватает времени. А ведь супы нашему организму жизненно необходимы. Горячая пища не только согревает и дает энергию, но и улучшает кровоток и восстанавливает баланс жидкости. Богатые витаминами и полезными минералами бульоны — хорошая профилактика гастрита.
читать далее
О пользе супов
Можно ли кормить детей яйцами? Не просто можно, но и нужно! Яйца являются одним из первых продуктов, появляющихся в детском рационе (после фруктовых и овощных пюре). Сложно отрицать пользу яиц, ведь прежде всего они являются незаменимым источником железа и белка.
читать далее
Яйца в рационе ребёнка: как вводить прикорм и какая норма потребления
Так сложно уговорить мужчин заранее подумать о своем здоровье! Вот когда у мужа стало регулярно шалить сердце, он забеспокоился. Я еле-еле уговорила его пойти к кардиологу. Оказалось, что у него стенокардия и атеросклероз. Врач велела сдать анализы на холестерин, и он оказался значительно повышен.
читать далее
Кукуруза против холестерина
Для любого цивилизованного человека нет более огорчительного зрелища, чем гримаса отвращения, которая появляется на лице любимого человека после подаренного вами первого утреннего поцелуя. А виной тому несвежее дыхание, вызванное повышенным уровнем бактерий, скопившихся в ротовой полости.
читать далее
Как избавиться от тяжелого утреннего дыхания?
Основная причина возникновения чувства голода не аппетит, а продукты питания, которые его провоцируют. Человек боится поправиться, поэтому он съедает яблоко, выпивает чашку бульона или перебивает аппетит конфетой. Однако через некоторое время чувство голода возникает вновь. Это произошло из-за того, что человек выбрал не те продукты.
читать далее
Продукты, толкающие на обжорство
О психических заболеваниях говорить в обществе не принято, и знаем мы о них очень мало, довольствуясь, в основном, слухами и мифами. Само слово «шизофрения» для большинства людей звучит как оскорбление. Но, к сожалению, есть люди, для которых это — диагноз. Они страдают галлюцинациями, их высказывания порой звучат нелепо и фантастично, да и внешний вид не всегда соответствует общепринятым нормам. Чем можно таким людям помочь? На эти и другие вопросы отвечает врач-психиатр психоневрологического
читать далее
Шизофрения
Иногда аспирин (ацетилсалициловую кислоту) принимают во время беременности для профилактики тромбов, при лихорадке и др. Тем не менее, аспирин и другие нестероидные противовоспалительные средства, включая ибупрофен (имет, нурофен, ибупром), не рекомендуется применять во время беременности.
читать далее
Аспирин во время беременности
На самом деле, выкроить время можно всегда, если составить грамотный график. Наши рекомендации помогут скинуть лишние килограммы, даже если ваша жизнь протекает в сумасшедшем ритме, когда, кажется, нет ни одной свободной минутки.
читать далее
Нет времени на диеты?
Эндометриоз – распространенное гинекологическое заболевание, при котором клетки внутреннего слоя маточной стенки разрастаются вне его пределов. Невропатологи из неврологического института Тайбэя определили наличие связи между диагнозом «эндометриоз» и развитием мигреней у представительниц прекрасного пола.
читать далее
Мигрень и эндометриоз могут быть связаны
читать далее
Морковный сок поможет при высокой кислотности желудка
Мы расскажем наши лучшие рекомендации, как защитить кожу от компьютерного излучения.
читать далее
Как защитить кожу от компьютерного излучения?
читать далее
Калина красная для красоты и здоровья
Тесты:
Поиск